
Предоставление услуг ЖКХ регулируется Жилищным кодексом РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей", Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306. Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" потребителем является гражданин, который имеет намерение приобрести, приобретающий и использующий услуги ЖКХ исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следует обратить внимание, что уже на стадии выбора способа управления многоквартирным домом проживающий в жилом доме (кроме жильцов ЖСК, ТСЖ) является потребителем, а значит, имеет права, предоставленные Законом. Прежде всего - это право на информацию. Следует помнить, что вся информация должна предоставляться незамедлительно, в доступной и наглядной форме. Информация должна быть достоверной и носить исчерпывающий характер (ст.8,10 Закона РФ "О защите прав потребителей").Сначала необходимо выяснить, кто будет оказывать Вам услуги ЖКХ. Исполнитель услуг ЖКХ может быть - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
- бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;
- бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;
- бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температурного наружного режима.
Отключение воды, плохое отопление, водопроводная вода сомнительного качества - примеров некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг более чем достаточно. Хотя, по сути, жилищно-коммунальные услуги – это такой же сервис, как и любой другой: мы получаем их от поставщика, платим при этом деньги в соответствии с установленными тарифами, а, следовательно, вправе рассчитывать на то, что услуги будут качественными. Если оставлять без внимания прямое нарушение ваших прав и законных интересов, не бороться с безответственностью – еще долго придется мириться с низкокачественным сервисом, но платить за него, как за идеальный. Пп.5 п.1 ст. 20 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» гарантирует потребителю право на снижение стоимости услуг ЖКХ в тех случаях, когда они предоставляются не в полном объеме или не соответствуют существующим нормам. Таким образом, если вам предоставляют некачественные жилищно-коммунальные услуги - вы имеете право потребовать перерасчета оплаты. Для этого необходимо обратиться с письменной претензией в адрес того предприятия ЖКХ, к которому есть конкретные претензии. Однако, при этом надо будет обосновать и составить претензию - то есть, зафиксировать сам факт предоставления некачественных услуг.Законодательно оговорено - услуги ЖКХ предоставляются потребителю в рамках договора, который заключается между ним и поставщиком услуг (предприятием ЖКХ). Условия предоставления услуг в рамках такого договора не должны противоречить нормам жилищно-коммунального законодательства, а также действующим на данной территории нормативам. Зафиксировать факт нарушения при предоставлении услуг должен представитель поставщика. После этого составляется акт-претензия, который регистрируется в предприятии ЖКХ вместе с требованием о перерасчете стоимости услуг.
В течение трех дней после предъявления претензии должен быть произведен перерасчет или предоставлен обоснованный отказ в его проведении. Если отказ в перерасчете вы считаете неоправданным (простой отпиской) – следующим шагом должно стать обращение с исковым заявлением в суд.