-
Категория: Физиологические основы охраны здоровья детей
-
Опубликовано: 13 сентября 2013
Терморегуляция организма ребенка
Сохранение постоянной температуры тела — отличительное свойство высокоорганизованных организмов. Оно присуще только млекопитающим и птицам. Постоянство температуры тела при изменении температуры окружающей среды дает возможность сохранять определенную слаженность всех физиологических процессов в организме. Чем же поддерживается это постоянство температуры? Оно обеспечивается двумя процессами: с одной стороны, процессом теплообразования, происходящего в результате обмена веществ, химических реакций, связанных с выделением тепла, которые наиболее интенсивно происходят в мышцах, печени и почках, а также в некоторых других органах. С другой стороны, постоянство температуры обеспечивается физическим процессом отдачи теплаорганизма в окружающую среду путем излучения и проведения тепла с поверхности кожи, а также испарением и выделением тепла при дыхании. Регуляция этих двух процессов осуществляется центральной нервной системой и обеспечивает сохранение постоянства температуры тела даже при значительных изменениях температуры окружающей среды. Тепловой центр, регулирующий процессы теплообразования и теплоотдачи, находится в промежуточном мозгу гнпоталамической области. Его деятельность зависит от рефлекторных воздействий, идущих от температурных рецепторов кожи, а также от температуры окружающей его крови. Для тепло- регуляции имеют значение и гуморальные факторы, особенно адреналин и гормон щитовидной железы. При повышении температуры окружающей среды уменьшается теплоотдача с поверхности тела путем проведения, излучения тепла, что ведет к повышению температуры крови. Увеличение температуры крови, омывающей теплорегуляционный центр и импульсы, идущие от кожных рецепторов, приводят в действие механизмы, регулирующие теплообразование в сторону его уменьшения, а с другой стороны — механизмы, увеличивающие теплоотдачу как путем расширения поверхности кожи и сосудов, так и путем увеличения потоотделения, так как испарение пота связано со значительными потерями тепла, и, следовательно с охлаждением тела.
При понижении температуры окружающей среды понижается и температура крови, омывающей теплорегуляционный центр, это вместе с воздействием импульсов, поступающих от кожных температурных рецепторов, вызывает повышение обмена веществ, повышение интенсивности окислительных процессов, что вызывает теплообразование и одновременно сужение кожных сосудов, уменьшающих теплоотдачу. Мышечная дрожь, связанная с ощущением холода, является приспособительной реакцией, ведущей к увеличению теплообразования в мышцах. В регуляции теплообразования и теплоотдачи, кроме теплорегуляционного центра, участвуют также и сосудистый, потоотделительный, дыхательный центры, центр обмена веществ и кора головного мозга.
У здорового учащегося, как правило, температура тела не отличается от таковой у взрослого и наблюдаются нормальные суточные колебания ее от 36,4—36,6° в 4—5 часов утра до 36,9° в 16—17 часов (в подмышечных впадинах). Ректальная температура на 0,5—0,7° выше температуры в подмышечных впадинах. Более высокая отдача тепла у детей вызывает необходимость в повышенном теплообразовании. Даже в младшем школьном возрасте и у подростков теплообразование на единицу веса больше, чем у взрослого; обмен у них также протекает более интенсивно, чем у взрослых. Поэтому организм учащегося и подростка охлаждается быстрее, а при высоких температурах (в жарком климате) нагревается быстрее, чем организм взрослого. Вот почему очень важным является способствовать повышению устойчивости организма учащихся как к понижению, так и к повышению температуры окружающей среды. Практически в условиях Крайнего Севера и средней полосы особенно важно обеспечить закаливание детского организма к воздействию холодного воздуха, что предохраняет его от простудных заболеваний.
У людей, закаленных путем охлаждения, в условиях низкой температуры окружающей среды, температура кожи выше, чем у незакаленных, что связано с усилением процессов теплопродукции. Процесс закаливания связан также с тренировкой центров терморегуляции. При возникновении в организме различных патологических процессов могут происходить нарушения нормальной терморегуляции и повышение температуры. Однако В. И. Молчанов указывает, что бывают случаи, когда самое всестороннее и тщательное исследование ребенка не дает основания поставить диагноз какого-либо заболевания, а субфебрильное повышение температуры (до 38°) может продолжаться длительное время.
В таких случаях врачу следует:
1) установить, что повышение температуры действительно существует путем одновременного измерения ректальной температуры и температуры в подмышечной впадине,
2) провести самое тщательное и всестороннее систематическое исследование ребенка с тем, чтобы не пропустить наличие какого-либо заболевания, вызывающего повышение температуры.
Если подобное тщательное наблюдение проведено и в результате бдительного наблюдения никаких болезненных отклонений от нормы, кроме субфебрильной температуры, не обнаружено, то врач вправе поставить диагноз термоневроза. В большинстве случаев это наблюдается у учащихся среднего возраста и подростков. У детей с термоневрозом часто имеются и другие функциональные расстройства нервной системы, в частности вегетативной нервной системы: головные боли, потливость, неуравновешенность, быстрая утомляемость, неустойчивость пульса и т. п. Иногда при таких состояниях можно обнаружить эндокринное расстройство, раннее половое развитие, повышение функций щитовидной железы и др.
Для школьного врача очень важно способствовать совершенствованию у детей аппарата терморегуляции путем использования детьми свежего воздуха, аэрации помещений, закаливания различными физическими факторами (вода, воздух лучистая энергия). Все это приведет к повышению устойчивости детского организма по отношению к простудным, инфекционным и другим заболеваниям
-
Просмотров: 4387