-
Категория: Нервная система ребенка
-
Опубликовано: 18 сентября 2013
Типы высшей нервной деятельности у ребенка
Все мы хорошо знаем, что люди отличаются друг от друга своим характером. Это привело уже давно к созданию учения о конституциях и темпераментах людей. Еще в Древней Греции Гиппократ разделил людей на четыре типа: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики. Однако только исследования И. П. Павлова и его сотрудников позволили выявить физиологическую сущность этих различий.
На основании экспериментов на животных И. П. Павлов сделал вывод, что нервные процессы в коре головного мозга, т. е. процессы возбуждения и торможения, могут различаться у отдельных индивидуумов по силеэтих процессов, их подвижности и степени уравновешенности.Эти свойства нервной системы, характер процессов, возникающих в ней, определяют не только реакцию животного на искусственные задачи, поставленные перед ним экспериментатором, но и, что самое главное, реакцию животного на окружающие условия, его приспособление к факторам внешней среды, его поведение.
По силе уравновешенности и подвижности процессов высшей нервной деятельности И. П. Павлов предложил различать следующие типы высшей нервной деятельности:
первый— сильный возбудимый безудержный тип
второй — сильный уравновешенный медленный тип
третий— сильный уравновешенный быстрый тип
четвертый — слабый тип.
Сильный возбудимый, или безудержный тип нервной деятельности ребенка
Тип характеризуется неуравновешенностью нервных процессов, сильным преобладанием процесса возбуждения и явной недостаточностью тормозного процесса.
Подобный неуравновешенный тип нервной деятельности с резким преобладанием процессов возбуждения соответствует, по мнению И. П. Павлова, холерическому темпераменту по Гиппократу. Люди с подобным темпераментом чрезвычайно активны, смелы, но не способны к торможению, и обстоятельства, требующие торможения, могут вызвать у них нервные срывы и даже заболевания.
Дети с холерическим темпераментомнелегко поддаются воспитанию, часто бывают чрезмерно подвижны и эмоциональны, с ними надо много и кропотливо работать, приучая к сдержанности и торможению, постепенно усложняя задания, увеличивая требовательность к ребенку, к его поведению и труду. В этом случае необходима постепенная тренировка нервной системы. В частности, тренировка тормозного процесса может приучить нервную систему безболезненно переносить такие нагрузки, решать такие задачи, которые до тренировки были непосильны и приводили к срывам высшей нервной деятельности.
Лучше всего приспособлены к меняющемуся разнообразию окружающих условий, к решению трудных жизненных задач люди и животные двух сильных, уравновешенных типов высшей нервной деятельности: тип спокойный,соответствующий флегматическому темпераменту, и тип живой, соответствующий сангвиническому темпераменту.
Оба эти типа характеризуются сильными, подвижными и уравновешенными нервными процессами. Их нервная система выдерживает без поломки и трудные жизненные ситуации, и трудные лабораторные задачи.
Люди сангвинического темперамента, взрослые и дети, активные, подвижные, с живыми и разнообразными интересами.
Люди с флегматическим темпераментом спокойны, не суетятся, но, как правило, прекрасные работники, могущие выдерживать длительный и напряженный труд. Учащиеся с сильным спокойным типом высшей нервной деятельности добросовестно и систематически работают и доставляют педагогу минимум забот.
Слабый тип (по И. П. Павлову)
Характеризуется легкой ранимостью нервной системы, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов, недостаточной способностью приспособляться к изменениям окружающей среды, неумением справиться с предлагаемыми животному более или менее трудными задачами.
И. П. Павлов считает, что слабый тип животных соответствует меланхолическому темпераменту у людей (по Гиппократу). Меланхолики подходят робко и с боязнью ко всему новому в жизни, ждут только плохого, тормозят «главное проявление жизни» — движение.
В школе и врачу, и педагогу следует осторожно и внимательно подходить к детям со слабым типом нервной деятельности,не перегружать их заданиями, при трудовой или бытовой неудаче ребенка не действовать окриком, наказанием, тем самым еще увеличивая нервную нагрузку, а дать отдых, помочь, приласкать, отнюдь, конечно, не говоря ребенку, что он «слабый тип» и ему поэтому делается скидка.
Конечно, нельзя уложить все многообразие человеческих характеров в эти общие схемы, имеется много особенностей, отличий в силе или подвижности, преобладании того или другого нервного процесса, но эти характеристики все же вскрывают наиболее общие и характерные типы высшей нервной деятельности.
Необходимо отметить, что И. П. Павлов говорит еще о специфических человеческих нервных типах, определяемых по характеру мышления и восприятия. Это, во-первых, тип художественный.К нему относятся люди с наибольшим развитием первой сигнальной системы. Дети художественного мышления легче воспринимают образные конкретные факты и представления, их лучше обучать опытом, показом. Противоположный тип — мыслительный,с сильно развитой второй, сигнальной системой. Для детей этого типа самое важное словесное объяснение. Они обычно хорошо воспринимают выводы и хуже владеют конкретными фактами, им легко даются отвлеченные понятия. Но наиболее распространен тип с более или менее равным развитием обеих систем. Таким детям для усвоения материала нужно давать и словесные объяснения, и иллюстративный материал, и практические занятия.
Н. И. Красногорский (1952) предложил положить в основу деления нормальных типов высшей нервной деятельности у детей координирование взаимодействия коры и нижележащих отделов. На этом основании он считает возможным различать у детей следующие четыре основ? ных типа: центральный —с точно уравновешенной деятельностью коры и подкорки, корковый —с резким преобладанием корковых функций над подкорковыми, подкорковый —с преобладанием подкорковых процессов, т. е. безусловных рефлексов над условными, и слабый —характеризующийся слабостью и быстрой истощаемостью функции нервных клеток как коры, так и подкорковых отделов.
Тип нервной системы — качество врожденное, однако условия жизни, воспитание могут многое изменить в характере нервных реакций и не только изменить, но и оказаться решающим фактором.
В создании типа высшей нервной деятельности человека роль условий жизни и воспитания ребенка очень велика,поэтому учитель и школьный врач должны внушить родителям, как важно воспитывать ребенка в коллективе, давать ему возможность сталкиваться с разнообразными жизненными условиями (экскурсии, туристские походы, самостоятельные поездки), овладевать различными видами труда. Это способствует созданию сильного типа нервной деятельности ребенка, помогает ему в дальнейшем справиться с трудными ситуациями.
-
Просмотров: 10801