Режим обучения детей
Автор: Admin-
Опубликовано: 13 октября 2013
Режим обучения детей
Элементы общественно-политического воспитания, как и элементы физического и эстетического воспитания, неразрывно связаны с педагогическим процессом.
Для успеха обучения детей в школе необходима соответствующая подготовка детей к школе. Это осуществляется семьей и частично дошкольными учреждениями. Основная задача этой по
дготовки состоит в том, чтобы дети хотели учиться, чтобы пребывание в школе для них было праздником не только в первый день поступления. Для этого на весь период обучения в школе детям должен быть создан режим обучения, соответствующий их возрастному уровню развития и в процессе обучения нужно создать полную согласованность с режимом учащихся в семье; обоюдными усилиями школы и общественности, т. е. родителей, для этого должны быть созданы все необходимые условия как в семье, так и в школе и во внешкольных учреждениях для детей.
В программах дается содержание и объем изучаемых основ наук, политехнических и трудовых навыков в соответствии с возрастными возможностями детей и подростков.
В учебном плане школы можно условно выделить три группы занятий, требующих по своему построению и частично по условиям их проведения различной гигиенической оценки и нормирования.
Первая, основная, группа — это учебные занятия по 10— 11 теоретическим предметам, проводимые преимущественно по урочной системе в классах, лабораториях, кабинетах.
Вторая группа — это занятия по трудовому воспитанию и обучению. Такие занятия проходят главным образом в виде специальных уроков по труду в школьных мастерских, на школьном или учебно-опытном участке и во время производственной практики. Здесь на первое место выступают требования к объему нагрузки, гигиене труда и технике безопасности (см. главы VIи VII).
К третьей группе относятся занятия по элементам физического, художественного и музыкального воспитания. Эти занятия в учебном плане занимают очень скромное место. Однако значимость их для всестороннего гармонического развития велика.
Специальные уроки по физической культуре введены во всех классах средней школы —по 2 часа в неделю. Уроки музыки и пения имеются только в первых восьми классах, по одному уроку в неделю, а уроки рисования только в первых семи классах (черчение введено с VIIпо IXкласс). Учебный план предусматривает еще факультативные занятия, которые используются для занятий по спорту и разным видам искусства, а также для занятий в различных научных и технических кружках, организуемых в школе.
Учебный год
Начало и конец учебного года, а также весенние каникулы могут меняться в зависимости от местных условий, климатических особенностей и вытекающих отсюда особенностей организации трудового обучения учащихся. При вовлечении учащихся старших классов в производительный труд в сельском хозяйстве (в пределах установленных учебных часов) —весенние и осенние работы — начало и конец учебного года могут быть передвинуты. Недопустимым является превышение числа часов по трудовой подготовке, поскольку этим нарушается плановость последующего обучения по предметам других разделов учебного плана. Учащимся приходится восполнять пропущенные теоретические занятия, что создает перегрузку, требует большого умственного напряжения, нарушает гигиенический режим учащихся в течение ряда месяцев учебного года.
Высказываются справедливые соображения о целесообразности переноса начала учебного года в южных районах Советского Союза на конец сентября, так как в сентябре температура воздуха выше, чем в июне. Это создает перегрев воздуха в помещениях в начале учебного года (А. И. Канчели).
В годовом учебном плане первые три учебные четверти так же, как и перерывы между ними, имеют одинаковую продолжительность для всех учащихся. В песледний год обучения в 8-м классе восьмилетней школы и в 10-м классе полной средней школы выделяется специальное время для экзаменационной оценки знаний учащихся по определенной программе.
При распределении учебного материала по четвертям учебного года принимаются во внимание следующие педагогические и гигиенические соображения: равномерное распределение числа учебных часов, последовательность в подаче материала от более трудного к более легкому; правильное соотношение теории и практики (в том числе все виды самостоятельных работ учащихся в лабораториях и учебных мастерских, на участке и др.), выделение часов для устного повторения пройденного и для письменных контрольных работ в каждой четверти (или полугодии), гигиеническая организация занятий вне школы с учетом климатических факторов и содержания трудового обучения.
Для успешного усвоения учебного курса необходимо также обеспечить полноценный и своевременный отдых от учебных занятий между четвертями.
Смена видов деятельности в течение учебного и неучебного времени года сопровождается ломкой динамического стереотипа и поэтому в начале каждой четверти происходит «врабатывание» в учебную жизнь школы. Это принимается во внимание при распределении учебных занятий. В первые дни каждой четверти проводятся более легкие вводные занятия и отводится меньше времени на домашние задания.
В течение учебного года отмечаются также колебания в состоянии работоспособности учащихся. После длительного летнего перерыва наблюдается наилучшая работоспособность в течение двух четвертей учебного года. Поэтому на эти две четверти должно планироваться преподавание основного и нового по каждому учебному предмету материала, а в последующих четвертях дается больше заданий, имеющих целью закрепить и пополнить пройденное в пределах учебных программ. При распределении практических занятий, имеющих целью облегчить приобретение стойких теоретических знаний и элементарных трудовых умений в младших классах и определенной системы трудовых навыков в старших, необходимо учитывать как климатические особенности сезонов года в различных республиках и областях, так и реальные возможности организации этих занятий.
Расписание учебных занятий
Учебные занятия складываются из занятий в школе и приготовления уроков дома. Они заполняют больше половины времени бодрствования учащихся всех возрастов. Составление учебного расписания по дням и неделям в пределах каждой учебной четверти или учебного полугодия представляет собой серьезную и трудную задачу.
Расписание учебных занятий должно в первую очередь основываться на данных возрастного развития детей и помогать им учиться, не перегружая их односторонними или непосильными заданиями.
Расписание составляется на основе относительно хорошо изученных данных о колебании работоспособности и утомляемости организма. Эти процессы представляют собой нормальное физиологическое состояние, они протекают одновременно и взаимно обусловлены. При длительной и особенно однообразной работе
утомление наступает раньше, чем при разнообразной. При смене видов деятельности и разумном их чередовании утомление снимается и все функции организма нормализуются. Поэтому последующий вид деятельности должен обеспечить активный отдых после предыдущего. Ярким примером этого служит чередование уроков с переменами, насыщенными активными движениями. На уроках имеет место статическое напряжение мускулатуры, сосредоточенное умственное напряжение и напряжение вегетативных функций. На переменах их должны сменять игры и развлечения, связанные с активными мышечными движениями, улучшающими вегетативные реакции и сопряженные с другими умственными интересами, не связанными с классными занятиями. Такое использование перемен получило название активного отдыха. Эффективность его при соответствующей организации вполне доказана.
Распорядок школьных занятий должен обеспечить профилактику переутомления. Нормальная физиологическая кривая работоспособности учащегося на каждом уроке, в течение дня, недели, учебных четвертей и всего учебного года отражает общие закономерности: она постепенно нарастает, затем держится некоторое время на одном уровне и после этого начинает снижаться (рис. 55). После разумно организованного активного отдыха — перерыва—первоначальный уровень работоспособности обычно у здоровых детей полностью восстанавливается.
В одних и тех же условиях обучения и воспитания состояние работоспособности и утомляемости зависит от возраста детей, состояния здоровья, а также от врожденных, унаследованных особенностей организма.
Существенное значение имеет правильное расписание учебных занятий. Все уроки одинаковы по длительности, но различны по содержанию; это определяет их место на протяжении учебного дня и учебной недели.
При составлении расписания учебных занятий в течение дня учитываются колебания функционального состояния организма, вызываемые в основном различной качественной и количественной нагрузкой на нервную систему в ее периферическом и центральном отрезках и на опорно-двигательный аппарат, его выносливость к статической и динамической нагрузке в течение определенного времени.
Различные учебные предметы неодинаково воспринимаются, что ( зависит от разных причин: от предварительной подготовки учащихся,, их тренированности, частично от типологических особенностей их высшей нервной деятельности, а больше всего от способов подачи материалов, т. е. от построения учебных занятий, их длительности, последовательности изложения и многих других причин.
На основе изучения физиологической кривой работоспособности и утомляемости учащихся различных возрастов на отдельных уроках (главным образом на уроках русского языка, арифметики, труда и физической культуры), в начале и в конце учебного дня и во время перемен между уроками установлен ряд гигиенических требований к самому уроку, к распределению уроков в течение дня и недели, т. е. к расписанию.
Наблюдения за физиологическими реакциями детей показали, что уровень работоспособности растет от 1-го до 3-го урока у большинства детей младшего школьного возраста и от 1-го до 4-го урока у детей, среднего и старшего возраста. Одновременно нарастает физиологическое утомление, которое имеет различные фазы в течение дня: на первых уроках, до начала спада работоспособности, утомление наступает только в конце занятий и проявляется в признаках двигательного беспокойства (по Н. И. Красногорскому). Дети начинают громко разговаривать, поднимают шум, ерзают на партах, хлопают откидными крышками парт и т. д. На последних уроках (на 3—4-м в младших классах и на 5—6-м в среднем и старших классах) учащиеся начинают раньше отвлекаться от темы урока; физиологическое утомление выражается у них уже в признаках заторможенности или чрезмерной возбудимости, что выражается в потере интереса к уроку, в проявлении немотивированного поведения, в нарушениях дисциплины и npvВторая половина учебного дня .независимо от характера занятий всегда является более трудной для учащихся в силу нарастающего физиологического утомления. Поэтому задача правильного построения дня состоит в том, чтобы сохранить оптимальную возбудимость коры головного мозга в течение дня
При хорошей организации педагогического процесса это достигается правильным расписанием уроков: наиболее трудные уроки ставятся на часы наилучшей работоспособности детей, а в школе создаются постоянные условия, препятствующие снижению работоспособности выходящему за рамки физиологической нормы. К этим условиям относятся правильная организация перемен между уроками и постоянный контроль со стороны педагогов за объемом домашних заданий.
Плохо организованные перемены и большая нагрузка учебными занятиями в школе и дома приводят к тому, что нарастающее в течение учебного дня утомление не снимается и в послешкольные часы.
Учебное расписание в течение учебного года по неделям, четвертям и полугодиям учебного года строится на основе тех же педагогических и гигиенических предпосылок, что и ежедневное расписание. При правильно составленном недельном расписании должна быть обеспечена относительно равномерная нагрузка по дням недели и полный отдых от учебных занятий в выходной день.
В современных условиях массового школьного обучения отмечается постепенный подъем работоспособности учащихся от понедельника к среде и заметное ее снижение к субботе, при этом уровень работоспособности в субботу ниже, чем в понедельник. Соответственно колеблется утомляемость учащихся. Поэтому наиболее трудные и новые для большинства детей уроки должны быть поставлены в расписании в первые три дня недели. Педагогические приемы и формы работы с детьми, облегчающие усвоение знаний, должны особенно строго применяться во второй половине учебной недели. Начиная со среды, целесообразно чередовать занятия в школе с занятиями вне школы (экскурсии, занятия на участке, выполнение общественно полезного труда), а в старших классах — с производительным трудом. Доказано, что облегченное расписание в четверг значительно улучшает работоспособность в последующие дни недели. Для учащихся младших классов и для детей с отклонениями в состоянии здоровья рекомендуется в середине недели давать частично или полностью второй выходной день. В последние дни недели следует особенно строго следить за тем, чтобы «трудные» занятия были поставлены на часы наибольшей работоспособности (т. е. на 2-й и 3-й час) и чтобы в эти дни не было контрольных работ, требующих большого умственного напряжения.
При составлении недельного расписания по четвертям учебного года следует также выделять специальное время для зачетных работ в первые дни недели. Многочисленные наблюдения показывают, что к концу каждой учебной четверти также имеется снижение работоспособности. Поэтому предусмотренные каникулярные перерывы между •четвертями должны полностью обеспечить восстановление работоспособности учащихся к последующей четверти. Предпосылки к этому должны быть обеспечены как школой, так и семьей при активной консультации медицинского персонала, знающего особенности развития и динамику здоровья детей.
В конце учебного года учащиеся не только должны быть переведены в следующий класс с хорошими оценками, но и в хорошем состоянии здоровья. Без этого нельзя считать эффективным обучение учащегося.
Особое внимание со стороны медицинского персонала должно быть уделено режиму занятий в четвертой четверти и во время экзаменов.
Для детей с хронической интоксикацией, реконвалесцентов, с резкими отклонениями в состоянии зрения, слуха и другими отклонениями врач имеет право требовать по медицинским показаниям введения облегченного режима. В зависимости от индивидуальных особенностей этих детей и их школьной успеваемости могут быть рекомендованы следующие меры: выделение дополнительного дня отдыха; сокращение домашних заданий, усиление помощи педагогов этим детям непосредственно во время занятий, освобождение от последних уроков (5-х или б-х в зависимости от года обучения); постепенная проверка знаний на уроках в четвертой четверти и в отдельных случаях — освобождение от экзаменов.
Экзамены
Проверка знаний учащихся проводится на уроках в виде контрольных работ и зачетов в каждой четверти и в конце каждого учебного года. Весь курс обучения в 9-летних и 11-летних средних школах заканчивается специальными экзаменами. Для них в учебном плане последнего года обучения выделяется специальное время. Имеются определенная система и планы подготовки и сдачи экзаменов.
Экзамены, как и вся система обучения, должны способствовать -связи школы с жизнью. Они должны дать учащимся навыки, которые пригодятся им в жизни, а именно уметь подвести итоги своей деятельности, составить план и уметь его осуществить, проявить самостоятельность, стремление к осуществлению поставленной задачи на высоком уровне и т. д.
Гигиенические требования к постановке и проведению экзаменов состоят в том, чтобы дети постепенно готовились к ним и чтобы они не служили причиной переутомления, нарушений в состоянии здоровья и в первую очередь не травмировали нервную систему. Этому способствует правильная организация суточного режима во время подготовки к экзамену: своевременный и достаточный сон, хорошее в количественном и качественном отношении питание, обязательное пребывание на свежем воздухе. Непременным условием является сохранение как в условиях семьи, так и в школах-интернатах обычного порядка и продолжительности занятий. Занятия должны проводиться только в; утренние часы с сохранением обычного ритма: сменой предметов, перерывами в 10—15 минут для отдыха после каждых 45 минут занятий и большим перерывом (45—60 минут) после 3 часов самостоятельных занятий. В этот перерыв учащиеся обязательно должны получить горячий и полноценный завтрак. Общая продолжительность занятий не должна превышать 5—6 часов в день.
Во время самих экзаменов необходимо создать спокойную обстановку, обеспечить быстрое проведение экзаменов путем деления классов на небольшие группы в 8—10 человек, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая особенности его характера и поведения. Доказано, что длительное ожидание экзамена утомляет учащихся и в результате даже у хорошо подготовленных детей часто снижается качество ответов.
В отношении детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья и особенно неуравновешенных и нервных требуется создание щадящего режима во время проверки знаний как в течение учебного года, так и при завершающих экзаменах (на зачетах, опросах, контрольных работах) . Этих учащихся следует вызывать в числе первых, сокращать время опроса, направлять их к тем педагогам-экзаменаторам, которые пользовались их особым доверием.
Школьный урок
Урок для ребенка — это работа, требующая определенных усилий со стороны организма и отдельных его функций.
Для успешного осуществления этих усилий с положительным эффектом необходимо создавать смену статической и активной деятельности мускулатуры: чередовать «трудные» и «легкие» для умственной работы элементы урока, соблюдать постепенность и последовательность изложения; предусмотреть самостоятельную деятельность учащихся в том или ином объеме в зависимости от возраста и темы урока; сохранять установленную продолжительность урока и отдельных его частей.
Типовой школьный урок состоит из четырех частей:
1) вступительной части, носящей различные формы (рассказ учителя, беседа по теме, вопросы и ответы по заданному к уроку материалу и пр.),
2) основной части, в которой излагается новый материал по теме, требующий наибольшего внимания, сосредоточения со стороны учащихся,
3) закрепления нового материала под руководством и при помощи педагога
4) заключительной части урока, когда учащиеся записывают домашние задания.
Педагогические и гигиенические требования к проведению урока состоят в том, чтобы наиболее трудная часть урока приходилась на отрезок времени с наибольшей работоспособностью, чтобы задания по приготовлению уроков на дом вытекали из сути урока и были понятны детям, чтобы в середине урока, когда начинает нарастать утомление, был сделан кратковременный перерыв (физкультминутка), чтобы закрепление знаний на уроках проводилось активными методами, чтобы вовремя уроков соблюдались все гигиенические условия в отношении внешней среды и исключались внешние раздражители (шум, посторонние разговоры и хождение в классе и в коридорах), которые могут повести к срыву урока.
Построение педагогического процесса в целом основывается на данных возрастной физиологии и в первую очередь на данных физиологии высшей нервной деятельности, так как усвоение знаний осуществляется за счет условных рефлексов.
В настоящее время установлена длительность школьного урока в 45 минут. Согласно положению о школе, при наличии соответствующих условий урок в 1-м классе может быть длительностью в 35 минут.
Здоровые дети младшего школьного возраста способны к непрерывному сосредоточению только в течение 15—20 минут, дети среднего школьного возраста—25—30 минут и учащиеся старших классов — до 40—45 минут. Поэтому массовый педагогический опыт и специальные научные исследования, проводимые на уроках в различных классах, говорят о дифференциации длительности школьных уроков в соответствии с возрастом. Наиболее приемлема длительность уроков в начальных классах, особенно для детей 7—9 лет, до 30—35 минут, для средних классов 40 минут и для всех учащихся старших классов 45 минут.
При определении объема учебного курса и способов его подачи, т. е. методов обучения, учитываются особенности развития и взаимодействия первой и второй сигнальной системы восприятия.
Слову в процессе обучения принадлежит основная роль, так как при помощи слов становится в основном возможным передача учащимся различных знаний. Однако увлечение словесным преподаванием ведет к отрыву от действительности. Учащиеся должны понимать смысл и значение словесных выражений воспринимаемого учебного курса, в основе которого лежат конкретные представления. У учащихся в процессе обучения должны быть выработаны и упрочены связи между словесными и конкретными раздражителями окружающей среды. Это ведет к сознательному усвоению предметов и к прочным знаниям.
Уроки для детей младшего школьного возраста должны быть относительно больше насыщены конкретными материалами и примерами из обыденной знакомой детям действительности. Усвоение знаний и их систематизация легче осуществляются с вовлечением различных анализаторов, поэтому в уроки вводят элементы ручного труда, рисование, лепку, вырезывание и др. Эти элементы во второй половине урока снимают нарастание утомления, способствуют развитию индивидуальных способностей и интересов и приобщают детей к самостоятельности.
Большой эффект дают физкультминутки (2—5 минут), состоящие из небольшого числа ритмических упражнений для дыхательного аппарата и крупной мускулатуры туловища. Такой кратковременный перерыв в середине урока с обязательной сменой положения тела служит профилактике общего утомления и помогает выработке правильной осанки в процессе занятий за партами в классе. Однако основной мерой, способствующей лучшему обучению детей младшего возраста и особенно детей в возрасте 7—8 лет, является укороченный учебный урок (не более 35 минут). Для восстановления работоспособности детям младшего школьного возраста требуются также удлинение перемен между всеми уроками до 15—20 минут и соответствующая их организация.
Весьма эффективным является дополнительный 20-минутный урок по физическому воспитанию, выделяемый за счет сокращения длительности уроков и увеличения перемен между ними (JI. А. Александрова).
Для детей среднего школьного возраста последние 5—10 минут 45-минутного урока также малоэффективны. Эти дети уже имеют навыки систематического школьного обучения и у них относительно хорошо развиты обе сигнальные системы восприятия действительности, однако в силу особенностей переходного периода у них имеются неустойчивость и легкая возбудимость со стороны ряда функций организма, что сказывается на восприятии учебного материала и на большей утомляемости на уроках. Поэтому и для этих учащихся более укороченный урок, особенно при сокращении численности учащихся в классе, имел бы большой смысл.
В старших классах средней школы учащиеся физически хорошо развиты, вполне владеют аналитико-синтетическим мышлением, могут самостоятельно ставить и разрешать ряд теоретических и практических задач. Поэтому для них не является утомительным 45-минутный урок, если и в этих классах применяются наглядные методы преподавания с увеличением самостоятельных практических и трудовых заданий в про-цессе обучения.
Наглядные методы преподавания являются обязательными не только в младших классах школы, но и по многим предметам и в старших классах (физика, химия, биология и др.). Кроме того, самостоятельные занятия учащихся с применением активных методов преподавания, когда дети сами упражняются в решении задач, сами воспроизводят и проверяют опыты, показанные учителем, участвуют в разработке плана практических занятий или производственной практики и сами осуществляют его, являются одним из основных методов учебно-воспитательной работы в школе.
Совершенно неприемлемы так называемые сдвоенные уроки, т. е. учебные занятия по одному и тому же предмету в течение двух академических часов с 10-минутным перерывом. В этих случаях снижается активное внимание и рано наступают признаки утомления, дети начинают отвлекаться от темы урока, теряют интерес к нему, начинают заниматься посторонними делами, шалят. Однако в отдельных случаях такие уроки могут проводиться по тем предметам, по которым возможно разнообразие их построения, например по физике, химии, биологии и по труду. В этих случаях должны чередоваться такие элементы урока, как теоретические объяснения педагога, опыты и демонстрация наглядных пособий, записи заданий с самостоятельной работой учащихся. Этим достигается вовлечение в работу различных анализаторов, что облегчает восприятие и закрепление знаний. На контрольные зачеты, главным образом сочинения, также отводится по 2 часа, поскольку не все дети могут выполнить работу в течение 45 минут. При этом часто отменяется перемена между ними и дети, уже закончившие работу, остаются в классе. Первое имеет еще свое оправдание в том, что перемена может служить внешним раздражителем, отвлекающим детей от работы, второе ничем не оправдано. Детей, закончивших работу, надо постепенно отпускать из класса. Внешние условия во время этих занятий должны быть особенно продуманы: аэрация, освещение, удобство размещения мебели и др.
Уроки по различным предметам воспринимаются неодинаково. Многолетней практикой доказано, что для большинства учащихся одни уроки являются «легкими», другие «трудными». Для некоторых детей не существует разницы между уроками по трудности: одни одинаково легко, другие с большим трудом одинаково усваивают все предметы учебного курса. Наконец, у отдельных детей имеется избирательный и иногда исключительный интерес к одним предметам при относительном равнодушии к другим. Эти индивидуальные отклонения, вызванные как врожденными особенностями, так и воспитанием в семье, должны приниматься во внимание в процессе обучения. Педагоги обязаны вести класс, ориентируясь на уровень развития и способности основной (средней) группы и вместе с тем учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.
К урокам трудным для большинства детей относятся занятия по различным разделам математики, иностранные языки (если их начали изучать только в школе), иногда занятия по родному языку (главным образом грамматика, синтаксис), требующие большого умственного напряжения. Для многих учащихся «трудными» являются занятия по физике, химии и биологии, если они преподаются без достаточного иллюстративного материала и без последующей самостоятельной лабораторной работы самих учащихся. Уроки по физике и химии при демонстрационном и лабораторном методах преподавания, с активным вовлечением учащихся в лабораторные работы для большинства из них перестают быть «трудными». Однако это зависит и от наличия предварительной хорошей подготовки учащихся по математике. Построение этих занятий существенно важно, поскольку от них зависит усвоение детьми основ производственных процессов и успех политехнического обучения в школе.
Уроки по естествознанию и труду имеют многообразное построение, в них преобладают элементы активности и наглядности, поэтому они всегда относятся к «легким» урокам. Для большинства учащихся «легкими» являются уроки по биологии, рисованию и пр. Эти занятия, вовлекая в процесс усвоения различные анализаторы, снижают утомление на других уроках,
Однако «легкие» уроки могут стать «трудными» при плохом их построении, например при однообразных трудовых операциях или трудных упражнениях чрезмерной активности на уроках физической культуры.
Урок физической культуры, дающий детям большую эмоциональную зарядку и считающийся «легким», фактически не всегда является таким вследствие больших требований, которые он предъявляет к сердечно-сосудистой системе, моторному аппарату и нервной системе учащихся.
Нелегким является и урок пения, связанный со статическим положением тела и значительным напряжением органов дыхания. После этих занятий детям трудно переключаться на теоретические занятия. Поэтому им отводится место во второй половине учебного дня. Доказано, что первый урок, разнообразно построенный, с малой умственной нагрузкой, способствует врабатываемости и более высокому уровню работоспособности в течение всего последующего дня.
Численность детей установлена в 40 человек для всех классов массовых школ и 35 человек для школ-интернатов. Такое число детей является предельным. Опыт специального наблюдения показывает, что при занятиях с меньшим числом детей эффективность обучения возрастает. Это доказано опытом лесных школ, в которых численность в группе составляет только 20 человек, и при проведении некоторых занятий в массовой школе с половиной класса (например, на занятиях по труду, физической культуре, лабораторных занятиях и др.). В этих условиях вдвое легче осуществить индивидуальный надзор за работой детей; улучшаются внешние гигиенические условия обучения, можно лучше разместить детей, дать им больше воздуха; облегчается усвоение детьми не только новых знаний, но и новых навыков личной гигиены и техники безопасности и осуществление самоконтроля во время работы.
Перемены
Перемены — органический элемент школьного расписания. Они предназначены для снятия утомления, наступающего на каждом уроке, и для подготовки организма к последующему занятию. Это достигается в полной мере только при организации так называемого активного отдыха, когда организм находится в деятельном состоянии, противоположном тому, которое имело место на уроке.
Во время каждой перемены должен быть восстановлен нормальный уровень физиологической активности коры головного мозга, дыхательной, сердечно-сосудистой системы, зрительных и других функций организма, имевших тенденции к снижению в конце предыдущего урока.
После уроков, связанных с большой умственной нагрузкой, показаны подвижные игры средней активности; после урока физической культуры или напряженного физического труда в мастерских или на участке показаны спокойные игры, забавы и др.
Выбор занятий должен быть свободным, дети сами организуют и проводят различные игры и занятия. Надо только, чтобы эти занятия не носили тот же характер, что и на уроках, и не утомляли детей, не были чрезмерно активными или однообразно пассивными, например футбол или хождение парами по коридору.
После каждой школьной перемены ребенок должен приступить к следующему уроку отдохнувшим и иметь устойчивый уровень работоспособности. Это при современной организации непрерывного учебного дня с 5—6 уроками часто не наблюдается. Наоборот, с каждым часом работоспособность падает, и педагогическая эффективность на последних двух уроках часто бывает ничтожной, при этом учащиеся находятся на грани переутомления. Поэтому на длительность и организацию перемен должно быть обращено особое внимание со стороны как педагогов, так и медицинского персонала.
В режиме учебного дня в школе установлены 10-минутные перерывы после 2-го, 4-го и 5-го урока, после 3-го — большая перемена в 30 минут. Допускаются две перемены по 20 минут после 2-го и 3-го урока. Соответствующие интервалы сохраняются и при занятиях во вторую смену.
Длительность перемен сама по себе не является критерием отдыха. Необходимо, чтобы в перемену дети обязательно дышали свежим воздухом и чтобы на 2-й и 3-й перемене был организован прием пищи (школьный завтрак или полдник во вторую смену). Если этого нет и дети к тому же не организованы, перемены превращаются в свою противоположность — они утомляют детей и часто служат источником нарушения дисциплины. Продолжительность перемен в 10 минут является минимальной для отдыха с пребыванием на свежем воздухе. Однако выход детей во двор выполним за 10 минут только в теплое время года. Поэтому целесообразнее с переходом школ на односменные занятия установить 15-минутные перемены перед 2-м, 4-м и 5-м уроками. Выход детей на пришкольный участок желателен на каждой перемене, но после 4-го и 5-го урока он должен стать обязательным, поскольку на последних двух уроках работоспособность резко падает (М. В. Антропова, Д. Г. Нусбаум, Г. П. Сальникова и др.). Гигиенический анализ многочисленных исследований эффективности занятий в течение учебного дня приводит к выводу о целесообразности сокращения продолжительности последних уроков или увеличения длительности предшествующих им перемен (С. М. Громбах).
Особое значение имеет соотношение длительности уроков и перемен и их организация для учащихся младших классов. Опыт организации на переменах в первых классах после 35-минутных уроков дополнительных занятий физическими упражнениями и играми на свежем воздухе или в условиях широкой аэрации показал, что дети лучше успевали, меньше уставали к концу дня и получали хорошие навыки по физической подготовке (Л. А. Александрова). При правильной организации перемен с пребыванием на свежем воздухе и своевременным питанием после 3-го урока у учащихся старших классов значительно повышалась работоспособность не только в течение дня, но и в течение недели (Е. М. Вайнруб и др.).
Длительные наблюдения за здоровьем детей, проводивших все перемены на школьном участке в течение всего учебного года, показали, что у этих детей повысились иммунобиологические реакции и закаленность организма к метеорологическому фактору и что у большинства из них было отмечено улучшение работоспособности к концу школьных уроков (М. С. Приталкж). Таких наблюдений много, и все они говорят о необходимости улучшения условий гигиенической организации перемен.
Приготовление уроков
Учебный день учащегося, имеющий относительно большую продолжительность в самой школе (от 4 до 6 часов), заканчивается приготовлением уроков дома, а в школах-интернатах и в школах продленного дня в условиях самой школы.
Время, отводимое в режиме дня на приготовление уроков, колеблется от 30 минут до 1 часа для учащихся 1-го класса и до 3 часов для учащихся старших классов средней школы. Фактически учебный день длится от 5 до 10 часов у учащихся различного возраста.
При сравнении времени, затрачиваемого на работу учащимися и взрослыми, уже тренированными и обученными своему труду и тратящими лишь ничтожную энергию на поддержание жизненных процессов, становится ясно, что учащиеся перегружены учебной работой. При недостаточно продуманной организации учебного дня в целом учащиеся хуже усваивают учебный курс и хуже развиваются. Объективно это доказано большим числом специальных наблюдений.
Специальные наблюдения в детских домах и школах-интернатах показали, однако, что при правильном распределении всех видов деятельности детей, в том числе приготовления уроков, в течение дня и обеспечении их своевременным и полноценным питанием и сном перегрузка учебными занятиями исчезает.
В этих условиях уровень всех физиологических реакций и общая работоспособность у детей находятся ежедневно на оптимальном уровне. Поскольку частым «нарушителем» суточного режима и основной причиной перегрузки является неправильная система приготовления домашних уроков, этот вопрос в настоящее время является очень важным в педагогике и гигиене детей и подростков. Для того, чтобы ребенок хорошо учился и хорошо развивался, он должен готовить уроки всегда в определенное время дня после соответствующего перерыва. Исследования показали, что этот перерыв После школы должен иметь продолжительность для разных возрастов. Он должен быть заполнен приемом пищи и послеобеденным: отдыхом, спокойными занятиями по собственному выбору и преимущественно на свежем воздухе. Для детей 7—8 лет и для всех детей е ослабленным здоровьем показан перерыв в 2У2—3 часа, из которых 1 час должен быть отведен сну. Основная цель, преследуемая домашними школьными занятиями, состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно учиться, лучше усваивать (путем повторения пройденного) учебный курс. Это является непременным условием для получения прочных и глубоких знаний. Необходимо, чтобы дети приступали к занятиям в состоянии полной работоспособности и чтобы эти занятия не были длительными, не нарушали суточного режима. Если дети долго сидят за уроками, не гуляют, мало спят, появляется хроническое, хотя иногда и внешне мало заметное утомление. Однако при выполнении гигиенического режима после прихода из школы, в том числе и во время приготовления уроков, учащиеся приходили на следующий день в школу с нормальным для их возраста состоянием жизненных функций (Д. Г. Нусбаум) (рис. 56).
Учитывая потребность учащихся в других видах деятельности, также связанных с их образованием и физическим развитием (занятия музыкой, физической культурой, различными отраслями техники), время, отводимое на приготовление школьных уроков, не должно превышаться.
При приготовлении уроков в точно отведенное время под наблюдением педагогов или воспитателей (в детском доме или школе-интернате) большинство детей успешно занимается. То же имеет место в домашних условиях, когда приготовление уроков, особенно детьми младшего возраста, проходит под наблюдением старших членов семьи. Во всех этих случаях большинство детей успешно учится и режим дня и суток у них не срывается.
Однако все дети должны уметь самостоятельно учиться. Это умение они должны приобрести в школе на уроках под руководством педагога. Н. К. Крупская неоднократно указывала, что ребята будут успешнее заниматься, если они понимают цель урока (какие знания они должны получить), если они на уроках научатся самостоятельно работать, анализировать факты, делать обобщения и выводы. Поэтому педагоги обязаны задавать на дом такие уроки, которые по объему и содержанию посильны и доступны детям и помогут им самостоятельно закрепить пройденное. При этом наиболее плодотворное усвоение заданного на дом учебного материала имеет место тогда, когда аналогичный материал изучался в этот же день в классе. В памяти ребенка еще свежи все приемы этих занятий, и он их легко воспроизводит и закрепляет, а затем только просматривает эти уже решенные задания накануне следующего урока. По мнению педагогов и психологов (М. Н. Шардаков и др.), эта система экономит время учащихся и лучше помогает учиться на самих уроках в классе, так как дети знают, что им предстоят в тот же день аналогичные, но уже самостоятельные занятия дома.
Объем задаваемых учащимся уроков должен быть строго согласован между преподавателями отдельных дисциплин, и задания должны ежедневно даваться не по всем предметам. Например, опытные педагоги не считают обязательным задавать уроки по истории и географии или давать более 1—2 письменных работ. В каждой школе имеются, специальные указания для педагогов по вопросу о методике и объеме задаваемых уроков, с которыми должен быть знаком и медицинский персонал.
Следует своевременно принимать меры к тому, чтобы ежедневная учебная нагрузка была равномерной в течение каждой учебной недели и чтобы выходной день служил отдыхом, восстанавливающим полную работоспособность к началу новой учебной недели. Имеются указания со стороны Министерства просвещения о том, чтобы на понедельник и послепраздничные дни учащимся совсем не давали домашних заданий.
-
Просмотров: 3204