Возрастные периоды ребенка
Автор: Admin-
Категория: Физиологические основы охраны здоровья детей
-
Опубликовано: 11 сентября 2013
Возрастные периоды ребенка
В настоящее время в современной педиатрической науке общепринята схема периодов развития, основой которой является схема Н. П. Гундобина. В качестве основных критериев при определении возрастных периодов развития ребенка принимаются как морфологические, так и функциональные признаки — размеры тела и его органов, его вес, развитие и окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие соединительной ткани, желез внутренней секреции и т. д. Однако в настоящее время мы еще не имеем полного комплекса таких морфологических и функциональных показателей, которые позволили бы обосновать деление на возрастные периоды по биологическим признакам. Поэтому современное деление развития детей по периодам далеко не совершенно.
Периоды развития ребенка делятся на:
Период внутриутробного развития
Период новорожденности
Период грудного возраста
Период молочных зубов (ясельный и дошкольный возраст)
Период отрочества (младший школьный возраст)
Период полового созревания (старший школьный возраст)
Очень кратко остановимся на характеристике указанных периодов.
Период внутриутробного развития
Для этого периода характерен быстрый рост и развитие плода, его полная зависимость от организма матери (питание, дыхание, температура и др.). Понять как происходит развитие малыша в утробе матери поможет портал eneja.com.
Период новорожденности
Продолжается от момента рождения до 2 1/2 — З 1/ 2недель. Этот период характеризуется началом приспособления организма к условиям внеутробного существования: появлением самостоятельного внеутробного кровообращения, легочного дыхания, началом функционирования пищеварительного тракта, повышением основного обмена, изменением морфологических, физико-химических показателей крови и т. д. Следует, однако, отметить: незавершенность морфологического строения и функциональную недостаточность основных систем, органов и тканей ребенка, особенно центральной нервной системы. В период новорожденности происходит отпадение пупочного канатика и заживление пупочной ранки, физиологическая убыль веса, а затем его восстановление.
Период грудного возраста
Заканчивается к концу первого года жизни. Этот период характеризуется интенсивным ростом и развитием: в течение первого года жизни длина тела увеличивается в l 1/2 раза, вес-—в 3 раза, окружность головы на 35%. Однако у ребенка этого возраста еще не закончена дифференцировка многих органов, особенно желудочно-кишечного тракта, поэтому в первое время основной пищей его является молоко. С 4—5 месяцев усиливается влияние эндокринных желез — щитовидной, зобной и гипофиза, повышается основной обмен; характерна склонность к диффузным реакциям. В этом периоде развивается и совершенствуется первая сигнальная система, с которой начинается у ребенка высшая нервная деятельность, и на ее основе возникает вторая сигнальная система. Ребенок начинает ориентироваться в окружающей среде, узнавать предметы и людей, к концу года произносит первые слова.
Период молочных зубов (ясельный и дошкольный возраст
Длится от 1 года до 6—7 лет. В этот период по сравнению с предыдущим скорость роста и развития замедляется-. Сохраняется еще относительно большой размер головы и значительная окружность груди. Происходит дальнейшее совершенствование морфологической структуры органов. Со стороны эндокринной системы отмечается усиление функции зобной железы и гипофиза и некоторое ослабление функций щитовидной железы. Значительно развивается деятельность центральной нервной системы: совершенствуется вторая сигнальная система (речь и мышление), объективная познавательная деятельность, усиливается связь ребенка со средой.
Физическое и умственное развитие в этом возрасте отличаются большой пластичностью, поэтому особенно важно создание для ребенка положительных воспитательных и оздоровительных воздействий и благоприятной окружающей среды.
Период отрочества (младший школьный возраст — от 7 до 11 лет)
В этом возрасте значительно изменяются пропорции тела за счет удлинения нижних конечностей. Продолжается рост и дальнейшее окостенение скелета. Усиленно развивается мускулатура. К началу этого периода заканчивается дифференцировка многих органов (легких, сердца, почек, печени и желудка) и продолжается их дальнейший рост. Происходят значительные изменения в эндокринной системе: начинается инволюция зобной и паращитовидных желез, усиливается функция щитовидной железы и гипофиза. К концу этого периода начинает проявляться деятельность половых желез. Усиленно развиваются функции центральной нервной системы, особенно коры головного мозга, которая все больше подчиняет регулирующему влиянию деятельность подкорковых образований и вегетативных центров. Усиливается функция процессов торможения.
Период полового созревания (старший школьный возраст—от 12 до 17 лет)
В этот период продолжается усиленный рост тела в длину, интенсивное прибавление в весе. Размеры тела и его пропорции постепенно приближаются к таковым у взрослого человека. Характерным для этого периода является: созревание половых желез и возрас- тающее влияние половых гормонов, появление вторичных половых признаков. Период полового созревания начинается у мальчиков в 13—14 лет, у девочек в 11 —12 лет. Значительно усиливаются функции щитовидной железы и гипофиза, происходит деградация зобной железы. Продолжается дальнейшее усиление регулирующего влияния коры головного мозга на подкорковые центры, происходит дальнейшее совершенствование тормозных процессов и процессов дифференцировки. Значительно усиливается функция второй сигнальной системы, возрастает подвижность нервных процессов.
-
Просмотров: 4600