Дыхательная система детей

     В процессе возрастного развития происходит как увеличение раз­меров органов дыхания, так и их дифференцировка. Кроме того, решаю­щее значение для нормальной функции органов дыхания имеет разви­тие нервной системы, в том числе коры головного мозга, которая оказы­вает регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра и всей дыхательной системы.

Верхние дыхательные пути детей

     У новорожденного в связи с недоста­точностью развития костей лицевой части черепа — нос, носовые ходы, носоглоточное пространство малы и узки. Покрывающая их слизистая •оболочка обильно снабжена кровеносными сосудами, нежна, придаточ­ные пазухи — лобная, гайморова, решетчатая — слабо развиты, а основ­ная совсем отсутствует. С ростом костей черепа увеличивается длина и ширина носовых полостей. К 8—9 годам появляются нижний носовой ход, хоаны, кавернозная ткань, гайморовы полости, лобная пазуха. Раз­витие основной полости, располагающейся в основной кости, заканчи­вается к 12—14 годам. Близкое расположение некоторых придаточных пазух к полостям носа обусловливает легкость распространения патоло­гического процесса с них в полость черепа.

   Полость носа переходит в носоглотку и зев. Отмечается обильное разрастание лимфоидной ткани, которая к 4 годам достигает макси­мального развития, а с 14 до 15 лет начинается ее обратное развитие. Предполагают, что лимфоидная ткань миндалин обладает защитными функциями, реагируя увеличением на внедрение микробов. Вместе с тем наличие большого количества лакун является благоприятной почвой для развития и длительного сохранения различной патологически микробной флоры.

Гортань у детей

    У маленьких детей узка, имеет воронкообразную форму .(позднее она становится цилиндрической). Хрящи гортани мягки, голо­совая щель узка, истинные голосовые связки коротки. К 12 годам дли» на истинных голосовых связок у мальчиков становится больше, чем у девочек, и этим обусловливается более низкая интонация голоса у .мальчиков.

Трахея у детей

    У детей первого года жизни коротка, узка, воронкообраз­ной формы. К 14—16 годам верхний конец трахеи достигает VII шейного позвонка (у новорожденных он находится на уровне IV шейного по­звонка). Длина трахеи увеличивается вдвое и к 14—15 годам достигает 7 см. Ввиду мягкости трахеи она может легко поддаваться сдавлению, что при появлении воспалительных процессов сопровождается у детей дошкольного и даже младшего школьного возраста явлениями стеноза.

Бронхи у детей

     Из двух бронхов правый составляет продолжение трахеи, а левый отходит от него под некоторым углом. При попадании инород­ных тел в трахею это обусловливает более частое нахождение инород­ных тел в правом бронхе.

Легкие у детей

      В своем развитии у детей претерпевают значительные изме­нения в отношении как увеличения их массы и размеров, так и их дифференцировки в строении легочной ткани. Основой легочной ткани явля­ется ацинус, который состоит из 20—25 альвеол и респираторных брон­хиол. Легкие детей бедны эластической тканью; межуточная ткань, наоборот, хорошо развита, содержитВес и границы легких у детей большое количество сосудов и ка­пилляров. Лимфатические щели шире, чем у взрослых. Легкие более полнокровны и в них содержится меньше воздуха, чем у взрослых. К 6—7 годам формирование структуры ацинуса заканчивается и в 7— 12 лет происходит лишь дальнейший рост уже сформировавшейся ткани. С возрастом происходит увеличение альвеол, которые к 15 годам увели­чиваются до 0,17 мм, т. е. в 3 раза (Н. П. Гундобин). С возрастом уве­личивается масса легочной ткани, в ней становится больше эластических элементов (табл. 3).

      Масса легкихпо сравнению с периодом новорожденности к 6—7 годам увеличивается в 8 раз, к 13—14 годам — в 10 раз. Одновре­менно с возрастом увеличивается и объем легких.К началу школь­ного периода — к 8—9 годам — объем легких по сравнению с периодом новорожденности становится больше в 7—8 раз, к 14—15 годам — в 10 раз, в зрелом возрасте — в 20—25 раз. Поверхность легочных аль­веол и количество крови, протекающей через легочные капилляры у детей, особенно раннего возраста, относительно больше, чем у взрослого, что способствует более благоприятным условиям газообмена в легких.

     Границы долей легкогоу детей с возрастом мало изменяют­ся. При перкуссии спереди верхняя доля правого легкого определяется справа над IV ребром, средняя доля — под IV ребром. Слева определя­ется верхняя доля легкого. При перкуссии сзади верхние доли сле­ва и справа определяются над spi­nascapulae, нижние доли (правая и левая)—под spinascapulae(рис. 5).

Грудная клетка у ребенка

      Рост и формирование грудной клетки ребенка происходят в течение всего периода его роста и заканчиваются только воОкружность груди у детей взрослом состоянии. Соответст­венно увеличивается и окружность грудной клетки (табл. 4).

     Грудная клетка, имеющая у но­ворожденных цилиндрическую фор­му, с возрастом принимает оваль­ную форму. Реберные углы у боль­шинства новорожденных к 5 годам доходят до 30°. Купол диафрагмы несколько опускается. Такое поло­жение ребер позволяет ребенку пе­рейти от диафрагмального типа ды­хания к реберному — грудному. На форме грудной клетки могут значи­тельно отражаться перенесенные за-

Легочные лимфатические узлы у детей

       По их расположению называют трахеальными, бифуркационными, бронхопульмональными и узлами боль­ших сосудов (рис. 6). Все лимфатические узлы легкого сообщаются

между собой, при этом поток лимфы направляется к корню легкого. Хо­рошо развитые у новорожденных лимфатические узлы подвергаются обратному развитию к 7—9 годам.

 Физиологические особенности дыхания у детей

      Характеризуются повышенной частотой дыхательных движений, величиной объема дыха­тельных экскурсий, типом дыхания.Топография медиастинальных лимфатических узлов у ребенка Дыхание тем чаще, чем меньше воз­раст ребенка (табл. 5).

      Мальчики в возрасте 8 лет дышат чаще девочек. Начиная с пре- пубертатного периода дыхание у девочек становится чаще и сохраня­ется таким во все последующее время. Количество пульсовых ударов, приходящееся на каждое дыхательное движение, в 11 лет составляет 3—4, а у взрослых — 4—5.

      Для оценки функционального состояния легких определяют:

1) объ­ем дыхательных движений,

2) минутный объем,

3) жизненную емкость легких.

     Абсолютный объем одного дыхательного движения,т. е.глубина дыхания, увеличивается с возрастом ребенка     (табл. 6).

     Объем дыхательных движений имеет значительные индивидуаль­ные колебания, а также резко изменяется при крике, физической рабо­те, гимнастических упражнениях; поэтому определение данного показа­теля лучше всего проводить в положении лежа.

    Минутный объем дыхания (легочная вентиляция) определяется путем умножения Частота дыхания у детейобъема одного дыхания на его частоту. Величина минутного объема может изменяться в зависимости от возраста, пола, от движений, от мышечной работы, от кислородной емкости крови и др. (табл. 7).

Глубина дыхания и легочная вентиляция у мальчиков больше, чем у девочек, на 100—400 мл. В положении сидя легочная вентиляция уве­личивается по сравнению с положением лежа на 3—5%, в положении стоя на 5—10%. Особенно резко возрастает легочная вентиляция при физической работе: при гимнастических упражнениях она можетАбсолютная глубина дыхания у здоровых детей увеличиваться в 2—14 раз, а при напряженных спортивных состязаниях— до 20 раз (табл. 8).

    Относительный минутный объем дыхания у детей в l—2 раза больше, чем у взрослых. Так, на 1 кг веса у детей до 3 лет он составля­ет 200 мл, в 11 лет—150 мл, у взрослых—100 мл.

   Жизненная емкостьлегких (количество воздуха, которое может быть выдохнуто после предварительного максимального вдоха) с возрастом увеличивается; она может определяться у детей с 3—4 лет (табл. 9).

   Жизненная емкость легких увеличивается в результате физической работы, спортивной тренировки. Чем больше физическая нагрузка, тем больше изменяется функция дыхания — увеличивается частота и глуби­на дыхания, Легочная вентиляция у здоровых детейлегочная вентиляция. В спокойном состоянии ребенок ис­пользует только часть жизненной емкости легких. Остающийся резерв может быть израсходован при возросших потребностях в кислороде. Объем дополнительного и резервного воздуха почти одинаков и состав­ляет у учащихся младших классов около 43,2—43,5%, а у учащихся старших классов — 43,8—44,8%. Жизненная емкость легких повышается с увеличением окружности грудной клетки. Большое значение имеет способность легких увеличивать поглощение количества воздуха в еди­ницу времени. Максимальное количество воздуха, которое может быть провентилировано в 1 минуту, называют пределом дыхания,с воз­растом он увеличивается. Так,, предел дыхания, равный в 6—8 лет

     Большое значение для физиологии и патологии дыхательных функ­ций у детей имеет резерв дыхания —то количество воздуха, кото­рое остается, если из величины предела дыхания вычесть величину легочной вентиляции в минуту при состоянии покоя. Чем больше резерв дыхания, тем совершеннее функция внешнего дыхания и тем больше требований может быть предъявлено к дыхательной функции ребенка. С возрастом резерв дыхания увеличивается. По Н. А. Шалкову, в воз­расте 6—8 лет он составляет 38 л, в 9—10 лет—42—44 л, в 11—13 лет— 50—56 л, в 14—16 лет—63—70 л, в 17 лет—75 л. Резерв дыхания умень­шается при уменьшении жизненной емкости легких, тяжелых физиче­ских нагрузках и заболеваниях.

     Большое значение для характеристики легочных функций имеет газовый обмен в легких, т. е. поглощение кислорода иЛегочная вентиляция и физическая нагрузка у детей выделение углекислоты.Процесс поглощения кислорода, т. е. максимальное его поглощение из каждого литра воздуха, проходящего через легкие, характеризует степень утилизациикислорода. У де­тей эта способность увеличивается с возрастом. Так, из каждого литра воздуха новорожденный поглощает 26 мл кислорода, дети младшего школьного возраста — 35—36 мл, старшего школьного возраста, тогда как взрослые поглощают около 70 мл кислорода. В то же время содержание кислорода в альвеолярном воздухе с возрастом уменьшается с 15% в 16—17 лет до 13,7% у взрослых. Содержание углекислоты в выдыхаемом воздухе увеличивается с 3,7% в школьном возрасте до 4,1% у взрослых.

 Жизненная емкость легких в миллилитрах у детей    Восстановление повышенной легочной вентиляции у здоровых детей после физической нагрузки происходит в течение 6—10 минут, а после очень большой физической нагрузки может длиться до 15 минут. Дети с хорошо тренированной дыхательной системой не только хорошо справляются с физическими нагрузками,, но и легче переносят заболева­ния, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

    Функция дыхательной системы при правильной ее тренировке в процессе занятий физическими упражнениями и спортом развивается и улучшается. Так, при одних и тех же физических нагрузках у трениро­ванных частота и глубина дыхания меньше, тогда как степень исполь­зования кислорода больше (табл. 10).

     Кровоснабжение легочной ткани происходит за счет системы ле­гочной и бронхиальной артерии.

     Деятельность дыхательных органов регулируется дыхательным центром, расположенным в продолговатом мозгу. ИмпульсыФункция дыхания у тренированных и не тренированных детей поступают со стороны интерорецепторов (расположенных в бронхиолах и альвео­лах) в дыхательный центр, который через блуждающий нерв обеспечи­вает саморегуляцию дыхания. Импульсы, поступающие с периферии от экстерорецепторов кожи, мышц, рефлексогенных зон и др., оказывают влияние на ритм и глубину дыхания. Большое значение имеет и со­став крови, содержание в ней кислорода, углекислоты и других веществ, которые оказывают влияние на рецепторы стенок сосудов или непосред­ственно на дыхательный центр (гуморальное влияние). В эксперименте на животных и в наблюдениях на людях установлена возможность условнорефлекторных влияний на дыхание (К. М. Быков).

 

    Анатомо-физиологические особенности развития дыхания у детей создают трудности в осуществлении дыхательной функции у детей по сравнению со взрослыми. Почти горизонтальное расположение ребер и слабые экскурсии грудной клетки у детей раннего возраста обусловли­вают недостаточное развитие всех отделов легкого, а следовательно, и недостаточную вентиляцию, особенно его задненижних отделов. Богат­ство легких кровеносными сосудами способствует застою крови в задненижних отделах его. Недостаточная дифференцировка легочной тка­ни, слабое развитие эластической ткани обусловливают возникновение ателектазов и воспалительных процессов. Узкая и короткая дыхатель­ная трубка, обилие в ее слизистой оболочке кровеносных сосудов, ее легкая ранимость и нежность способствуют переходу воспалительных процессов из верхних на нижние дыхательные пути, а также возникно­вению пневмоний у детей.

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.