Дыхательная система детей
Автор: Admin-
Категория: Физиологические основы охраны здоровья детей
-
Опубликовано: 12 сентября 2013
Дыхательная система детей
В процессе возрастного развития происходит как увеличение размеров органов дыхания, так и их дифференцировка. Кроме того, решающее значение для нормальной функции органов дыхания имеет развитие нервной системы, в том числе коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра и всей дыхательной системы.
Верхние дыхательные пути детей
У новорожденного в связи с недостаточностью развития костей лицевой части черепа — нос, носовые ходы, носоглоточное пространство малы и узки. Покрывающая их слизистая •оболочка обильно снабжена кровеносными сосудами, нежна, придаточные пазухи — лобная, гайморова, решетчатая — слабо развиты, а основная совсем отсутствует. С ростом костей черепа увеличивается длина и ширина носовых полостей. К 8—9 годам появляются нижний носовой ход, хоаны, кавернозная ткань, гайморовы полости, лобная пазуха. Развитие основной полости, располагающейся в основной кости, заканчивается к 12—14 годам. Близкое расположение некоторых придаточных пазух к полостям носа обусловливает легкость распространения патологического процесса с них в полость черепа.
Полость носа переходит в носоглотку и зев. Отмечается обильное разрастание лимфоидной ткани, которая к 4 годам достигает максимального развития, а с 14 до 15 лет начинается ее обратное развитие. Предполагают, что лимфоидная ткань миндалин обладает защитными функциями, реагируя увеличением на внедрение микробов. Вместе с тем наличие большого количества лакун является благоприятной почвой для развития и длительного сохранения различной патологически микробной флоры.
Гортань у детей
У маленьких детей узка, имеет воронкообразную форму .(позднее она становится цилиндрической). Хрящи гортани мягки, голосовая щель узка, истинные голосовые связки коротки. К 12 годам дли» на истинных голосовых связок у мальчиков становится больше, чем у девочек, и этим обусловливается более низкая интонация голоса у .мальчиков.
Трахея у детей
У детей первого года жизни коротка, узка, воронкообразной формы. К 14—16 годам верхний конец трахеи достигает VII шейного позвонка (у новорожденных он находится на уровне IV шейного позвонка). Длина трахеи увеличивается вдвое и к 14—15 годам достигает 7 см. Ввиду мягкости трахеи она может легко поддаваться сдавлению, что при появлении воспалительных процессов сопровождается у детей дошкольного и даже младшего школьного возраста явлениями стеноза.
Бронхи у детей
Из двух бронхов правый составляет продолжение трахеи, а левый отходит от него под некоторым углом. При попадании инородных тел в трахею это обусловливает более частое нахождение инородных тел в правом бронхе.
Легкие у детей
В своем развитии у детей претерпевают значительные изменения в отношении как увеличения их массы и размеров, так и их дифференцировки в строении легочной ткани. Основой легочной ткани является ацинус, который состоит из 20—25 альвеол и респираторных бронхиол. Легкие детей бедны эластической тканью; межуточная ткань, наоборот, хорошо развита, содержит большое количество сосудов и капилляров. Лимфатические щели шире, чем у взрослых. Легкие более полнокровны и в них содержится меньше воздуха, чем у взрослых. К 6—7 годам формирование структуры ацинуса заканчивается и в 7— 12 лет происходит лишь дальнейший рост уже сформировавшейся ткани. С возрастом происходит увеличение альвеол, которые к 15 годам увеличиваются до 0,17 мм, т. е. в 3 раза (Н. П. Гундобин). С возрастом увеличивается масса легочной ткани, в ней становится больше эластических элементов (табл. 3).
Масса легкихпо сравнению с периодом новорожденности к 6—7 годам увеличивается в 8 раз, к 13—14 годам — в 10 раз. Одновременно с возрастом увеличивается и объем легких.К началу школьного периода — к 8—9 годам — объем легких по сравнению с периодом новорожденности становится больше в 7—8 раз, к 14—15 годам — в 10 раз, в зрелом возрасте — в 20—25 раз. Поверхность легочных альвеол и количество крови, протекающей через легочные капилляры у детей, особенно раннего возраста, относительно больше, чем у взрослого, что способствует более благоприятным условиям газообмена в легких.
Границы долей легкогоу детей с возрастом мало изменяются. При перкуссии спереди верхняя доля правого легкого определяется справа над IV ребром, средняя доля — под IV ребром. Слева определяется верхняя доля легкого. При перкуссии сзади верхние доли слева и справа определяются над spinascapulae, нижние доли (правая и левая)—под spinascapulae(рис. 5).
Грудная клетка у ребенка
Рост и формирование грудной клетки ребенка происходят в течение всего периода его роста и заканчиваются только во взрослом состоянии. Соответственно увеличивается и окружность грудной клетки (табл. 4).
Грудная клетка, имеющая у новорожденных цилиндрическую форму, с возрастом принимает овальную форму. Реберные углы у большинства новорожденных к 5 годам доходят до 30°. Купол диафрагмы несколько опускается. Такое положение ребер позволяет ребенку перейти от диафрагмального типа дыхания к реберному — грудному. На форме грудной клетки могут значительно отражаться перенесенные за-
Легочные лимфатические узлы у детей
По их расположению называют трахеальными, бифуркационными, бронхопульмональными и узлами больших сосудов (рис. 6). Все лимфатические узлы легкого сообщаются
между собой, при этом поток лимфы направляется к корню легкого. Хорошо развитые у новорожденных лимфатические узлы подвергаются обратному развитию к 7—9 годам.
Физиологические особенности дыхания у детей
Характеризуются повышенной частотой дыхательных движений, величиной объема дыхательных экскурсий, типом дыхания. Дыхание тем чаще, чем меньше возраст ребенка (табл. 5).
Мальчики в возрасте 8 лет дышат чаще девочек. Начиная с пре- пубертатного периода дыхание у девочек становится чаще и сохраняется таким во все последующее время. Количество пульсовых ударов, приходящееся на каждое дыхательное движение, в 11 лет составляет 3—4, а у взрослых — 4—5.
Для оценки функционального состояния легких определяют:
1) объем дыхательных движений,
2) минутный объем,
3) жизненную емкость легких.
Абсолютный объем одного дыхательного движения,т. е.глубина дыхания, увеличивается с возрастом ребенка (табл. 6).
Объем дыхательных движений имеет значительные индивидуальные колебания, а также резко изменяется при крике, физической работе, гимнастических упражнениях; поэтому определение данного показателя лучше всего проводить в положении лежа.
Минутный объем дыхания (легочная вентиляция) определяется путем умножения объема одного дыхания на его частоту. Величина минутного объема может изменяться в зависимости от возраста, пола, от движений, от мышечной работы, от кислородной емкости крови и др. (табл. 7).
Глубина дыхания и легочная вентиляция у мальчиков больше, чем у девочек, на 100—400 мл. В положении сидя легочная вентиляция увеличивается по сравнению с положением лежа на 3—5%, в положении стоя на 5—10%. Особенно резко возрастает легочная вентиляция при физической работе: при гимнастических упражнениях она может увеличиваться в 2—14 раз, а при напряженных спортивных состязаниях— до 20 раз (табл. 8).
Относительный минутный объем дыхания у детей в l—2 раза больше, чем у взрослых. Так, на 1 кг веса у детей до 3 лет он составляет 200 мл, в 11 лет—150 мл, у взрослых—100 мл.
Жизненная емкостьлегких (количество воздуха, которое может быть выдохнуто после предварительного максимального вдоха) с возрастом увеличивается; она может определяться у детей с 3—4 лет (табл. 9).
Жизненная емкость легких увеличивается в результате физической работы, спортивной тренировки. Чем больше физическая нагрузка, тем больше изменяется функция дыхания — увеличивается частота и глубина дыхания, легочная вентиляция. В спокойном состоянии ребенок использует только часть жизненной емкости легких. Остающийся резерв может быть израсходован при возросших потребностях в кислороде. Объем дополнительного и резервного воздуха почти одинаков и составляет у учащихся младших классов около 43,2—43,5%, а у учащихся старших классов — 43,8—44,8%. Жизненная емкость легких повышается с увеличением окружности грудной клетки. Большое значение имеет способность легких увеличивать поглощение количества воздуха в единицу времени. Максимальное количество воздуха, которое может быть провентилировано в 1 минуту, называют пределом дыхания,с возрастом он увеличивается. Так,, предел дыхания, равный в 6—8 лет
Большое значение для физиологии и патологии дыхательных функций у детей имеет резерв дыхания —то количество воздуха, которое остается, если из величины предела дыхания вычесть величину легочной вентиляции в минуту при состоянии покоя. Чем больше резерв дыхания, тем совершеннее функция внешнего дыхания и тем больше требований может быть предъявлено к дыхательной функции ребенка. С возрастом резерв дыхания увеличивается. По Н. А. Шалкову, в возрасте 6—8 лет он составляет 38 л, в 9—10 лет—42—44 л, в 11—13 лет— 50—56 л, в 14—16 лет—63—70 л, в 17 лет—75 л. Резерв дыхания уменьшается при уменьшении жизненной емкости легких, тяжелых физических нагрузках и заболеваниях.
Большое значение для характеристики легочных функций имеет газовый обмен в легких, т. е. поглощение кислорода и выделение углекислоты.Процесс поглощения кислорода, т. е. максимальное его поглощение из каждого литра воздуха, проходящего через легкие, характеризует степень утилизациикислорода. У детей эта способность увеличивается с возрастом. Так, из каждого литра воздуха новорожденный поглощает 26 мл кислорода, дети младшего школьного возраста — 35—36 мл, старшего школьного возраста, тогда как взрослые поглощают около 70 мл кислорода. В то же время содержание кислорода в альвеолярном воздухе с возрастом уменьшается с 15% в 16—17 лет до 13,7% у взрослых. Содержание углекислоты в выдыхаемом воздухе увеличивается с 3,7% в школьном возрасте до 4,1% у взрослых.
Восстановление повышенной легочной вентиляции у здоровых детей после физической нагрузки происходит в течение 6—10 минут, а после очень большой физической нагрузки может длиться до 15 минут. Дети с хорошо тренированной дыхательной системой не только хорошо справляются с физическими нагрузками,, но и легче переносят заболевания, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Функция дыхательной системы при правильной ее тренировке в процессе занятий физическими упражнениями и спортом развивается и улучшается. Так, при одних и тех же физических нагрузках у тренированных частота и глубина дыхания меньше, тогда как степень использования кислорода больше (табл. 10).
Кровоснабжение легочной ткани происходит за счет системы легочной и бронхиальной артерии.
Деятельность дыхательных органов регулируется дыхательным центром, расположенным в продолговатом мозгу. Импульсы поступают со стороны интерорецепторов (расположенных в бронхиолах и альвеолах) в дыхательный центр, который через блуждающий нерв обеспечивает саморегуляцию дыхания. Импульсы, поступающие с периферии от экстерорецепторов кожи, мышц, рефлексогенных зон и др., оказывают влияние на ритм и глубину дыхания. Большое значение имеет и состав крови, содержание в ней кислорода, углекислоты и других веществ, которые оказывают влияние на рецепторы стенок сосудов или непосредственно на дыхательный центр (гуморальное влияние). В эксперименте на животных и в наблюдениях на людях установлена возможность условнорефлекторных влияний на дыхание (К. М. Быков).
Анатомо-физиологические особенности развития дыхания у детей создают трудности в осуществлении дыхательной функции у детей по сравнению со взрослыми. Почти горизонтальное расположение ребер и слабые экскурсии грудной клетки у детей раннего возраста обусловливают недостаточное развитие всех отделов легкого, а следовательно, и недостаточную вентиляцию, особенно его задненижних отделов. Богатство легких кровеносными сосудами способствует застою крови в задненижних отделах его. Недостаточная дифференцировка легочной ткани, слабое развитие эластической ткани обусловливают возникновение ателектазов и воспалительных процессов. Узкая и короткая дыхательная трубка, обилие в ее слизистой оболочке кровеносных сосудов, ее легкая ранимость и нежность способствуют переходу воспалительных процессов из верхних на нижние дыхательные пути, а также возникновению пневмоний у детей.
-
Просмотров: 15924