Органы чувств у ребенка

      И. М. Сеченов называл органы чувств «щупалами мозга». Восприятие изменений в окружающей среде производится всеми высокоорганизованными животными и человеком при помощи органов чувств. Однако, для того чтобы ребенок мог воспринять действие какого- либо внешнего раздражителя и целесообразно реагировать на него, недостаточно деятельности только периферического рецептора. Необхо¬дима целость и нормальное функционирование всего анализатора.

     И. П. Павлов создал новое представление о физиологии органов чувств.

Под анализаторами он понимал систему, состоящую из четырех частей:

1) периферического рецептора — органа чувств, приспособленного для тонкого и специфического восприятия определенныхСхема строения анализаторов внешних и внутренних раздражителей (глаз, ухо, вкусовой сосочек, проприоре- цепторы мышцы, интерорецепторы и др.),

2) центростремительного нерв¬ного проводника, передающего возбуждение в центр,

3) мозговой— корковой части анализатора, состоящей из группы нервных клеток, расположенных в коре больших полушарий головного мозга (рис. 19), 

4) центробежного нервного проводника, имеющего окончания в соответствующем органе.

      Только морфологическая и физиологическая целостность всех ча¬стей анализатора обеспечивает организму нормальное взаимодействие со средой. Физиологические механизмы деятельности анализаторов, исследованные объективно методом условных рефлексов, позволили впервые вскрыть основные механизмы анализа и синтеза влияния внешней и внутренней среды.

       При воздействии внешней среды — звука, света, кож¬ного раздражения и т. д., в соответствующих рецепторах возникает процесс возбуждения, который через промежуточные звенья низших отделов нервной системы проводится к соответствующим областям коры больших полушарий головного мозга. В коре происходит анализ и синтез полученного раздражения. Ответные реакции ребенка на воздействие различных внешних и внутренних раздражителей зависят от степени развития периферических рецепторов (органов чувств) и коры головного мозга. К рецепторному аппарату принадлежат все органы чувств — зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, вестибулярный, кожная чувствительность, а также рецепторы, расположенные во внутренних органах и мышцах (интеро- и проприорецепторы). Каждый анализатор наряду со специфическими, свойственными только ему особенностями обладает и некоторыми общими физиологическими свойствами: высокой возбудимостью, иррадиацией, адаптацией, сенсибилизацией, явлениями контраста и последействия.

     Органы чувств характеризуются очень высокой возбудимостью к специфическим раздражителям, т. е. обладают низким абсолютным и разностным поро¬гом. Это проявляется, например, способностью вызывать ощущение звука и света при воздействии очень слабых раздражителей. Возбуждение, вызываемое импульсами от различных органов чувств, обладает способностью распространяться (иррадиировать) в корковом отделе ана¬лизатора. При этом возбуждение какого-либо одного анализатора по-вышает чувствительность других анализаторов. Так, например, при действии звукового раздражителя повышается чувствительность зри¬тельного анализатора к световому раздражению, что можно рассматривать как следствие иррадиации возбуждения, вызванного звуковым раздражителем в коре головного мозга.

      Чувствительность анализаторов может изменяться и приспо¬сабливаться (адаптироваться) к силе действующего раздражителя. Так, в сумерках возбудимость зрительного анализатора повышается и глаза начинают видеть предметы, которые вначале они не могли рассмотреть; при действии сильного света, наоборот, возбудимость зрительного анализатора понижается. При резкой смене раздражителей наблюдается явление контраста, проявляющееся в более сильном ощущении теплого после холодного, белого после черного и, наоборот, что можно рассматривать как результат процесса индукции в коре головного мозга. Возбуждение анализаторов может в течение некоторого времени после прекращения раздражения оставлять след в коре мозга. На этом явлении последействия основана, например, непрерывность зрительного ощущения в кино. Ребенок рождается с уже сформированными периферическими органами чувств, однако умение воспринимать и отличать, дифференцировать различные факторы внешней среды развивается в течение ряда лет.

      Органы чувств ребенка развиваются не одновременно. Одними из первых, еще в эмбриональном периоде, начинают функционировать ре¬цепторы вестибулярного аппарата, обусловливающие равновесие тела. Кожные рецепторы, осуществляющие тактильные, температурные, болевые ощущения, уже достаточно развиты у новорожденного. Обонятельный рецептор начинает действовать с первых дней жизни и даже у недоношенных детей. Вкусовые рецепторы, занимая у новорожденных значительно большую поверхность, чем у взрослых, действуют уже у новорожденных ir даже у недоношенных детей. На слуховые раздражения новорожденные реагируют общим вздра¬гиванием, изменением дыхания и пульса. Локализация звука в пространстве осуществляется на 3-м месяце после рождения (поворот головы в сторону звука). Дифференцировка звука по его качеству и высо¬те появляется с возрастом и при соответствующем упражнении (у музы-кантов) может достигать большой точности и совершенства. Реакция на зрительные раздражения — сужение зрачка при действии света (зрачковый рефлекс)—наблюдается у большинства новорожденных. Координация движений глаз появляется на 2—3-й неделе после рождения, а способность фиксировать взгляд — в конце первого и начале 2-го месяца после рождения. С дальнейшим развитием ребенка анализаторная деятельность коры головного мозга и всех ее анализаторов — двигательного, зритель¬ного, слухового, тактильного, температурного, вкусового, обонятельного и др., совершенствуется все больше, что позволяет ребенку все точнее ориентироваться в окружающей обстановке, овладевать разными навы¬ками и знаниями.

      С возрастом, с жизненным опытом, естественно, появляется большее разнообразие и точность дифференцировок; при специальном развитии, тренировке анализаторов точность анализа может быть значи¬тельно увеличена. Эту способность к тренировке и совершенствованию органов чувств необходимо использовать при обучении в школе. Так, при занятиях пением и музыкой значительно развивается слух, ребенок учится более тонко различать звуки. Зрительный анализатор развива¬ется тогда, когда ребенок учится рисовать, писать красками; воспроизведение формы и цвета становится более точным, более дифференцированным. Вопрос о развитии отдельных анализаторов имеет большое значение также для врачей и педагогов-дефектологов, работающих в специальных школах для детей с поражением или с недостаточностью какого- либо органа чувств. Известно, что у слепых недостаток зрения компенсируется весьма тонкой чувствительностью слухового и кожного анализатора. Пределы дифференцировок, степень развития анализаторов в значительной мере зависят от правильного и систематического упражнения.

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.