-
Категория: Физиологические основы охраны здоровья детей
-
Опубликовано: 11 сентября 2013
Особенности развития детей школьного возраста
Современное состояние физиологической науки, заложившее основу возрастной физиологии, законы нервной деятельности, разработанные И. М. Сеченовым, Н. Е. Введенским, А. А. Ухтомским и др., а затем учение И. П. Павлова и его сотрудников о физиологии высшей нервной деятельности позволили подойти к научному обоснованию таких актуальных проблем воспитания и охраны здоровья детей и подростков, как: 1) совершенствование физического развития, состояния здоровья и предупреждение заболеваний,
2) обоснование правильного режима труда и отдыха, а также обеспечение высокой продуктивности умственной и физической работы и борьба с утомлением учащихся,
3) обоснование правильного воспитания учащихся в семье и школе,
4) организация внешней среды в школе и дома в соответствии с физиологическими особенностями детей.
Гениальные идеи И. П. Павлова легли в основу возрастной физиологии, на которой базируется современная педиатрическая наука:
1) Для педиатрии особенно важной является идея о целостности организма: организм — это единое целое, а не механическое соединение клеток, тканей и органов; все части организма находятся в тесной взаимосвязи, все они так или иначе влияют друг на друга.
2) Другая идея — идея о нервизме (признание руководящей роли нервной системы в функциональной деятельности всех органов в процессе роста, развития и обменной функции организма). Эта особенность нервной системы реализуется путем бесчисленных безусловных и условных рефлексов.
3) Третьей руководящей идеей явилось учение о единстве организма и внешней среды. Огромная роль факторов внешней среды особенно отчетливо проявляется в ранних стадиях физического и нервно-психического развития ребенка и открывает неограниченные возможности путем улучшения внешней среды добиваться совершенствования развивающегося детского организма.
Ребенок — это не маленький взрослый. Организм ребенка, его органы и ткани по сравнению с организмом взрослого имеют качественные и количественные особенности. В постэмбриональном периоде человека различают три стадии: созревание, зрелый возраст, старение, протекающие под воздействием внешних и внутренних факторов.
Развитие человеческого организма представляет непрерывный процесс, который продолжается на протяжении детства, юношества и зрелого возраста, т. е. всей жизни человека. Однако степень и значимость изменений, происходящих в организме человека в течение его жизни, неодинаковы. Наиболее интенсивно процесс развития происходит в детские и юношеские годы и замедляется до минимума в зрелом возрасте. Период интенсивно идущих процессов развития, дифференцировка органов и тканей тесно связаны с периодом роста — увеличением массы тела, величины органов и всего организма. С переходом в зрелый возраст рост организма человека заканчивается, но развитие его продолжается {хотя и мало интенсивно) и выражается главным образом в совершенствовании взаимоотношений организма со средой, в приобретении навыков, знаний и умений.
Рост и развитие — понятия не однозначные. Развитие означает морфологические и функциональные изменения, а рост—увеличение массы отдельных органов и всего тела. Однако оба эти процесса тесно связаны между собой, и гармоничное нормальное развитие ребенка возможно только при правильном развитии и росте всех тканей органов и систем организма.
Рост ребенка происходит непрерывно, но неравномерно, как в отношении общего и абсолютного прироста, длины и веса тела, так и в отношении роста отдельных частей тела. Неравномерность в процессе роста отдельных частей тела ребенка приводит к изменению его пропорций. Так, размер головы с возрастом относительно уменьшается. Одновременно происходит изменение абсолютной и относительной длины конечностей. Изменение общих размеров и пропорций тела связано с увеличением внутренних органов.
Наиболее интенсивный рост наблюдается на первом году жизни и в начале периода полового созревания, т. е. в 11—12 лет у девочек и в 13-14 лет у мальчиков. К 18—20 годам у женщин и к 22—25 годам у мужчин рост прекращается.
Вес ребенка, так же как и рост, увеличивается неравномерно. Наибольшая прибавка в весе происходит в течение первого года жизни и в период полового созревания.
Соответствующее возрасту ребенка увеличение его роста и размеров отдельных органов является одним из важнейших показателей общего развития и состояния здоровья, поэтому в практической работе школьного врача большую роль играют регулярные антропометрические обследования детей.
Увеличение размеров тела ребенка — собственно рост, а также изменение пропорций отдельных частей тела неразрывно связаны с морфологическим изменением органов и тканей, с интенсивно идущими, особенно в раннем возрасте, процессами тканевых, клеточных дифференцировок и формообразований. Важно подчеркнуть, что процессы роста и морфологического совершенствования, т. е. развитие всех органов и тканей, происходят одновременно с их функциональным совершенствован и- е м. «Вся органическая природа является одним сплошным доказательством тождества или неразрывности формы и содержания. Морфологические и физиологические явления, форма и функция обусловливают взаимно друг друга»1.
В целостной деятельности человеческого организма, в частности растущего и развивающегося детского организма, ведущая роль принадлежит центральной нервной системе и в первую очередь коре головного мозга. Нервная система ребенка, регулируя и координируя отдельные функции органов и систем и взаимоотношения с окружающей средой, сама непрерывно развивается и совершенствуется, что ведет к усложнению и уточнению внутренней координации функций и связей организма с окружающей средой.
Большое значение в процессе роста и развития организма имеет обмен веществ, происходящий в детском организме особенно интенсивно, со значительным преобладанием процессов ассимиляции над процессами диссимиляции. Регуляция этих процессов осуществляется также нервной системой.
Процессы роста и развития, происходящие в организме ребенка, имеют свои закономерности, осуществление которых происходит в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.
Создание благоприятных условий для развития детского организма, способствующих наиболее правильному и гармоничному проявлению этих внутренних закономерностей развития, и является задачей семьи, органов народного здравоохранения и народного образования.
В школьном возрасте умственное и физическое воспитание ребенка возможно только в результате его активного взаимодействия с окружающей средой, так как только активная трудовая деятельность может обеспечить нормальное развитие ребенка — его нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов чувств, а также внутренних органов.
Труд — активное воздействие человека на окружающую природу— создал человека. Огромна роль труда в историческом процессе возникновения человека, его филогенезе. Велика роль труда и в онтогенезе человека, в развитии и становлении человеческого организма, на всех этапах детства, отрочества и юности. Мышечная деятельность вызывает усиленное развитие не только мышц и опорно-двигательного аппарата, но и сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системы, а также развитие коры головного мозга. Это связано с созданием тонкой рефлекторной координации проприоцептивных условных рефлексов с клетками двигательной зоны коры больших полушарий головного мозга. В то же время развитие точности и координации процессов возбуждения и торможения, связанных с усложнением условно рефлекторной деятельности в результате умственного развития и воспитания, ведет к увеличению возможностей более сложных, точно рассчитанных и координированных движений. Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе очеловеченья обезьяны» говорит: «Он (труд) — первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» Однако характер этого труда, величины трудовой нагрузки, степень активного трудового взаимодействия ребенка и окружающей среды должны соответствовать физическим и умственным возможностям каждого возрастного периода.
-
Просмотров: 2600