-
Опубликовано: 13 октября 2013
Особенности сельскохозяйственного труда учащихся
В средней школе на всех этапах школьного обучения проводятся занятия по изучению сельскохозяйственного труда. В младших классах это посильная работа на школьном участке по уходу за растениями, овощами, цветами, знакомство с обработкой почвы и т. д. В классах практические занятия на учебно-опытном участке щколы соответствуют программам курса биологии. Эти занятия, естественно, имеют особенно широкое распространение в сельской школе.
Большое число научных исследований показало, что работа учащихся в сельском хозяйстве положительно влияет на состояние здоровья учащихся, что проявляется в улучшении функциональных показателей организма как непосредственно после работы, так и спустя некоторое время. Это положительное влияние легко объяснимо тем, что при работе учащихся в сельском хозяйстве имеет место сочетание физического труда с пребыванием на свежем воздухе, что имеет большое оздоровительное значение. Между тем специфика сельскохозяйственных работ требует весьма тщательного медицинского контроля как за длительностью и интенсивностью работы, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся, так и за условиями организации самой работы. Большинство сельскохозяйственных работ связано с длительным статическим напряжением отдельных групп мышц вследствие отсутствия достаточной возможности изменения положения тела во время работы. А это, как мы уже отмечали, является особенно утомительным для организма учащегося, у которого полностью не закончилось развитие. Отдельные виды работ часто сопровождаются непосильной физической нагрузкой. Нередко работы связаны с опасностью несчастных случаев, особенно при работе на сельскохозяйственных машинах.
Имеется угроза интоксикации. Поэтому контроль за длительностью работы должен строго проводиться врачом.
Фотохронометраж работы учащихся 5-х классов показал, что только первые 2 часа они работают с интересом, а затем начинают отвлекаться, жалуются на
усталость, некоторые совсем прекращают работать. Это сопровождается соответствующими изменениями со стороны сердечно-сосудистой системы и мышечной выносливости. Как видно на рис. 63, после часа работы наступает учащение пульса, а к концу 2-го часа работы пульс, хотя и не полностью, но нормализуется, что отражает нормальную реакцию организма на проделанную работу.
Если же работа продолжается свыше 2 часов, то показатели пульса длительное время не восстанавливаются до исходных величин, что говорит о неблагоприятной реакции. Более значительные изменения авторы получили и в отношении мышечной выносливости. После одного часа работы имело место непрерывное понижение мышечной выносливости у учащихся (рис. 64). Подобные исследования для учащихся 6-х классов позволили установить предельную длительность работы, составляющую 3 часа в день. Для учащихся 7—8-х классов обоснованная длительность работы—4 часа—соответствует учебным программам.
Обязательными являются 10-минутные перерывы после каждого часа работы. Работа должна строиться с учетом равномерной нагрузки для правой и левой половины тела, смены положения туловища и ног и вовлечения в работу как правой, так и левой руки. Для этого очень важно предусматривать разные виды деятельности, что даст возможность чаще изменять положение тела. Например, прополку, посадку, выполняемые в согнутом положении, следует чередовать с поливкой, переноской воды и другими видами деятельности, которые позволяют изменять положение тела. Согласно наблюдениям Е. И. Елочкиной, В. И. Теленчи и Н. С. Фокиной, неудобная поза с опущенной головой при прополке очень быстро вызывает у учащихся головную боль, покраснение лица, резкое учащение пульса.
Неблагоприятная реакция учащихся на выполняемую работу в значительной степени обусловливается непосильностью работы, поэтому предпочтение следует отдавать более легким работам. Так, например, наиболее выраженное ухудшение физиологических реакций у 11 — 13-летних учащихся, по данным Т. Л. Богиной, наблюдалось после таких тяжелых работ, как вскапывание земли, переноска тяжестей. После же более легких работ, таких, как рыхление почвы граблями и поливка, физиологические реакции у учащихся протекали благоприятнее. И в более старшем школьном возрасте вид работы имеет очень большое значение для общего самочувствия учащихся. По наблюдениям Е. М. Вайнруб, В. В. Крыжановской, М. С. Приталюк и Г. И. Яковенко, лучшая плотность рабочего времени, лучшая
производительность труда, а так же благоприятные показатели пульса были отмечены при подвязке винограда, в то время как при прополке овощей, прополке и прорывке кукурузы (рис. 65 и 66) все эти показатели были значительно хуже.
С воспитательной точки зрения труд должен заинтересовывать учащихся, быть в достаточной степени познавательным и не носить случайный характер.
В программу сельскохо - зяйственных работ не должны включаться работы, опасные для жизни и здоровья учащихся. К ним относятся работы на некоторых сельскохозяйственных машинах, работы, требующие применения ядохимикатов, уход за взрослыми животными, а также за больными животными независимо от их возраста, уборка навоза и тому подобные работы.
Существенное значение имеет контроль за временем начала и окончания сельскохозяйственных работ, так как они преимущественно проводятся в такое время года и в такие часы дня, когда температура наружного воздуха высокая. Между тем организм учащегося быстрее и сильнее реагирует на температурный фактор и, в частности, на высокую температуру по сравнению с организмом взрослого человека.
Объясняется это несовершенством функции терморегуляции и теплообмена в детском возрасте, что в первую очередь сказывается на изменении кожной температуры частей тела, непосредственно контактирующих с внешней средой. В отличие от температуры тела, являющейся сравнительно постоянным показателем, амплитуда колебаний кожной температуры отдельных участков тела при различных метеорологических условиях очень большая, она может составлять 20° и более (П. И. Гуменер).При температуре наружного воздуха свыше 25° наблюдается неблагоприятная реакция учащихся и по показателям пульса, артериального давления, центральной нервной системы (Е. М. Бело-стоцкая, С. М. Тромбах и др.).
Работа при температуре свыше 25° даже более неблагоприятно воздействует на организм учащегося, чем превышение нормальной длительности работы. Поэтому школьный врач должен пристально следить за тем, чтобы работа проводилась в часы наименьшей инсоляции, руководствуясь при этом конкретными световыми условиями
местности.
Для средней полосы наибо-лее благоприятное время начала работы-—это 7—8 часов утра. В южных районах работу, очевидно, надо начинать раньше, чтобы закончить ее к началу интенсивной инсоляции. В тех случаях, когда это сопряжено с очень ранним подъемом детей, их работу можно проводить в два приема: утром — до начала инсоляции, и во вторую половину дня — после интенсивной инсоляции.
Общественно-производственную практику для учащихся 5—6-х классов целесообразно организовывать на пришкольном участке, размер которого и наличие специальной учебно-опытной зоны это допускает.
Школьный врач должен способствовать организации практики именно на пришкольном участке, так как проведение ее вне школы, как правило, связано с большой затратой времени на дорогу, что само по себе уже утомительно. Бывает, что на дорогу уходит столько же времени, сколько и на саму работу. В таких случаях работа проходит неорганизованно и не может ни оказывать положительного влияния на учащихся, ни иметь должного воспитательного значения.
Наиболее удачной формой организации этой работы для учащихся 7-х классов является комсомольско-молодежный лагерь. В нем можно правильно организовать режим работы и обеспечить проведение меро-
приятий по укреплению здоровья. Основными предпосылками для правильного суточного режима в лагере являются рациональная организация трудовой деятельности, использование положительных природных факторов, полноценное питание и достаточный отдых.
Наблюдения показали, что организация учебно-производственной практики по типу комсомольско-молодежного трудового лагеря может дать хороший оздоровительный эффект, даже несмотря на сравнительно короткий срок практики.
Условия организации учебно-производственной практики подробно изложены в специальной «Инструкции по санитарному контролю за организацией сельскохозяйственной практики учащихся», утвержденной Министерством здравоохранения
* * *
Таким образом, широкое привлечение учащихся к разным видам труда вызывает необходимость расширить медицинский контроль за трудовым обучением. Особенно большое внимание требуют к себе учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья и дети, часто болеющие. При этом по отношению к ним врач должен индивидуально подходить к организации их работы, уменьшая при необходимости трудовую нагрузку в соответствии с состоянием здоровья, но не огульно освобождая их от труда. Это, естественно, нелегкое решение вопроса, но единственно правильное.
Успех в работе по медицинскому контролю за трудом учащихся во многом зависит от степени контакта врача с учителем. Школьный врач— первый и постоянный советчик учителя и руководителя производственной практики в этом вопросе. Только совместная работа врача и учителя, направленная на обеспечение гигиенически рациональных условий работы учащихся, может гарантировать наряду с большим воспитательным значением положительное влияние труда на организм учащегося.
-
Просмотров: 2743