Условия высокой производительности труда и спорта детей

       Для обеспечения высокой производительности умственной и фи­зической работы детей необходимо соответствующее состояние организ­ма, главным образом коры головного мозга, перед началом и во время работы; постепенное включение в работу; правильное образование на­выков умственной и физической работы; закрепление и совершенство­вание навыков (повторение, тренировка), чередование различных видов работы, чередование труда и отдыха.

Функциональное состояние коры головного мозга

     Одним из обязательных условий выработки навыков умственной и фи­зической работы является наличие в коре головного мозга соответ­ствующего очага «оптимальной возбудимости», что сопровождается максимально-сознательным отношением к предмету обучения.

      В участке больших полушарий с оптимальной возбудимостью лег­ко образуются новые условные рефлексы и успешно вырабатываются дифференцировки. Это и есть таким образом в данный момент так ска­зать творческий отдел больших полушарий. Другие же отделы их (с по­ниженной возбудимостью) на это не способны, их функцию при этом— самое большое — составляют ранее выработанные рефлексы, стерео­типно возникающие при наличии соответствующих раздражителей.. Деятельность этих отделов есть то, что мы субъективно называем бес­сознательной автоматической деятельностью» Активное создание со­ответствующей оптимальной «настроенности» нервных центров к пред­стоящей работе является существенным условием продуктивности предстоящей умственной и физической работы. Вот почему в практике учебных занятий педагог постоянно стремится создать состояние заин­тересованности учащихся и привлечь их внимание к наиболее сложным моментам урока. Кора головного мозга, находящаяся в состоянии оп­тимальной возбудимости, при образовании условных рефлексов подчи­няется «закону силы».

Постепенность (врабатываемость)

     Давно известно, что в са­мом начале работы качество ее несколько хуже и скорость меньше, чем: некоторое время спустя. Это явление наблюдается как при физической, так и при умственной работе, как в школе во время занятий, так и во- время физической работы и при проведении физических упражнений, спортивных игр и состязаний. Часто говорят: «Надо втянуться в ра­боту», «приспособиться» и т. д. При этом чем сложнее деятельность, чем меньше она посильна для ребенка, тем длительнее период враба- тываемости.

    Чем это объясняется? И. П. Павлов указывал, что ткани животного организма обладают инертностью. Это свойство имеется и у нервных клеток. «Короткого возбуждения достаточно для того, чтобы нерв на него реагировал. А если Вы раздражитель такого же короткого протя­жения приложите к нервной клетке, то она по своей инертности может и не ответить на раздражение» (И. П. Павлов).

      Обобщая результаты своих многочисленных экспериментальных работ, И. П. Павлов пришел к выводу, что образование условных реф­лексов для собак является большим и сложным делом и должно вы­рабатываться и «вырабатывается» постепенно. После перерыва на лето, работа с собаками должна восстанавливаться не сразу целиком, а по­степенно. И. П. Павлов отмечает, что этот факт, имеющий общее зна­чение для всей человеческой деятельности, относится как к умственной, так и к физической работе.

     В качестве примера постепенного включения в работу И. П. Павлов приводил езду на велосипеде: «Я постепенно начинаю весной езду на велосипеде, сперва на 1,5—2 версты, потом на 10—15, 50—60 и т. д. Я мог быстрее ездить, но когда я сажусь на велосипед, то начинаю не с быстрого бега, а непременно минуту — две — три разъезжаюсь. При­чина проста. Ведь требуется мышечная работа. Но для нее ведь бог знает сколько должно начаться новых процессов: и новое дыхание, и новое сердцебиение, новая секреция и т. д. Нужно время и на новую установку... Никогда сложную работу, как бы ни привык к ней, никогда не начинай стремительно, а с некоторой постепенностью, смотря по условиям деятельности твоей» (И. П. Павлов)

     Изучение простых ритмических движений с помощью биоэлектри­ческого метода показало, что вначале работы на организацию нервных процессов уходит l 1/2 — 2 минуты. При физической работе, гимнастиче­ских или спортивных упражнениях преодоление инертности только нервной клетки недостаточно для начала движения, необходимо обес­печить своевременное начало работы и внутренних органов: сердечно­сосудистой системы, дыхания, терморегуляции, выделительных органов, от работы которых зависит приспособление организма к повышенной деятельности. Кроме учащения деятельности сердца, необходимо уве­личение ударного объема, для чего требуется 3—5 минут после начала движения. Потребность в кислороде при мышечной работе обусловли­вается увеличением легочной вентиляции, которая также наступает по­степенно через 4—5 минут. Значительное повышение температуры при тяжелой мышечной нагрузке регулируется путем теплоотдачи за счет потоотделения, которое начинается не сразу, а через 5—10 минут после работы. Таким образом, слаженная работа всех органов происходит лишь через некоторое время после начала движения и зависит от раз­личия в иннервации скелетных мышц и внутренних органов. Регуляция деятельности мышечной ткани обеспечивается двигательными (кинесте­тическими) клетками коры больших полушарий головного мозга, от которых идет непосредственный рефлекторный путь к мышцам. Иннер­вация же внутренних органов осуществляется через подкорковые нерв­ные образования при регулирующих влияниях в коре головного мозга. «Значит формирование компонентов возбуждения происходит не в са­мих клетках коры головного мозга, а при участии подкорковых областей головного мозга» (К. М. Быков) 2. Инертность подкорковых центров, как известно, больше, чем корковых. Одним из механизмов приспособ­ления является преодоление инертности подкорковых центров.

    В результате тренировки время вступления в реакцию внутренних органов уменьшается. Так, изучение скорости бега у 8 лучших спорт­сменов России показало, что на прохождение первых 10 м дистанции затрачивалось в 2 раза больше времени, чем на прохождение 10 м в середине дистанции (М. С. Осипов).

    Принцип постепенности заключается и в том, чтобы начинать с легкой деятельности и переходить к трудной, т. е. в постепенном увели­чении трудности, напряженности и длительности учебных занятий или работы.

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.