-
Категория: Физиологические основы охраны здоровья детей
-
Опубликовано: 18 сентября 2013
Условия высокой производительности труда и спорта детей
Для обеспечения высокой производительности умственной и физической работы детей необходимо соответствующее состояние организма, главным образом коры головного мозга, перед началом и во время работы; постепенное включение в работу; правильное образование навыков умственной и физической работы; закрепление и совершенствование навыков (повторение, тренировка), чередование различных видов работы, чередование труда и отдыха.
Функциональное состояние коры головного мозга
Одним из обязательных условий выработки навыков умственной и физической работы является наличие в коре головного мозга соответствующего очага «оптимальной возбудимости», что сопровождается максимально-сознательным отношением к предмету обучения.
В участке больших полушарий с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условные рефлексы и успешно вырабатываются дифференцировки. Это и есть таким образом в данный момент так сказать творческий отдел больших полушарий. Другие же отделы их (с пониженной возбудимостью) на это не способны, их функцию при этом— самое большое — составляют ранее выработанные рефлексы, стереотипно возникающие при наличии соответствующих раздражителей.. Деятельность этих отделов есть то, что мы субъективно называем бессознательной автоматической деятельностью» Активное создание соответствующей оптимальной «настроенности» нервных центров к предстоящей работе является существенным условием продуктивности предстоящей умственной и физической работы. Вот почему в практике учебных занятий педагог постоянно стремится создать состояние заинтересованности учащихся и привлечь их внимание к наиболее сложным моментам урока. Кора головного мозга, находящаяся в состоянии оптимальной возбудимости, при образовании условных рефлексов подчиняется «закону силы».
Постепенность (врабатываемость)
Давно известно, что в самом начале работы качество ее несколько хуже и скорость меньше, чем: некоторое время спустя. Это явление наблюдается как при физической, так и при умственной работе, как в школе во время занятий, так и во- время физической работы и при проведении физических упражнений, спортивных игр и состязаний. Часто говорят: «Надо втянуться в работу», «приспособиться» и т. д. При этом чем сложнее деятельность, чем меньше она посильна для ребенка, тем длительнее период враба- тываемости.
Чем это объясняется? И. П. Павлов указывал, что ткани животного организма обладают инертностью. Это свойство имеется и у нервных клеток. «Короткого возбуждения достаточно для того, чтобы нерв на него реагировал. А если Вы раздражитель такого же короткого протяжения приложите к нервной клетке, то она по своей инертности может и не ответить на раздражение» (И. П. Павлов).
Обобщая результаты своих многочисленных экспериментальных работ, И. П. Павлов пришел к выводу, что образование условных рефлексов для собак является большим и сложным делом и должно вырабатываться и «вырабатывается» постепенно. После перерыва на лето, работа с собаками должна восстанавливаться не сразу целиком, а постепенно. И. П. Павлов отмечает, что этот факт, имеющий общее значение для всей человеческой деятельности, относится как к умственной, так и к физической работе.
В качестве примера постепенного включения в работу И. П. Павлов приводил езду на велосипеде: «Я постепенно начинаю весной езду на велосипеде, сперва на 1,5—2 версты, потом на 10—15, 50—60 и т. д. Я мог быстрее ездить, но когда я сажусь на велосипед, то начинаю не с быстрого бега, а непременно минуту — две — три разъезжаюсь. Причина проста. Ведь требуется мышечная работа. Но для нее ведь бог знает сколько должно начаться новых процессов: и новое дыхание, и новое сердцебиение, новая секреция и т. д. Нужно время и на новую установку... Никогда сложную работу, как бы ни привык к ней, никогда не начинай стремительно, а с некоторой постепенностью, смотря по условиям деятельности твоей» (И. П. Павлов)
Изучение простых ритмических движений с помощью биоэлектрического метода показало, что вначале работы на организацию нервных процессов уходит l 1/2 — 2 минуты. При физической работе, гимнастических или спортивных упражнениях преодоление инертности только нервной клетки недостаточно для начала движения, необходимо обеспечить своевременное начало работы и внутренних органов: сердечнососудистой системы, дыхания, терморегуляции, выделительных органов, от работы которых зависит приспособление организма к повышенной деятельности. Кроме учащения деятельности сердца, необходимо увеличение ударного объема, для чего требуется 3—5 минут после начала движения. Потребность в кислороде при мышечной работе обусловливается увеличением легочной вентиляции, которая также наступает постепенно через 4—5 минут. Значительное повышение температуры при тяжелой мышечной нагрузке регулируется путем теплоотдачи за счет потоотделения, которое начинается не сразу, а через 5—10 минут после работы. Таким образом, слаженная работа всех органов происходит лишь через некоторое время после начала движения и зависит от различия в иннервации скелетных мышц и внутренних органов. Регуляция деятельности мышечной ткани обеспечивается двигательными (кинестетическими) клетками коры больших полушарий головного мозга, от которых идет непосредственный рефлекторный путь к мышцам. Иннервация же внутренних органов осуществляется через подкорковые нервные образования при регулирующих влияниях в коре головного мозга. «Значит формирование компонентов возбуждения происходит не в самих клетках коры головного мозга, а при участии подкорковых областей головного мозга» (К. М. Быков) 2. Инертность подкорковых центров, как известно, больше, чем корковых. Одним из механизмов приспособления является преодоление инертности подкорковых центров.
В результате тренировки время вступления в реакцию внутренних органов уменьшается. Так, изучение скорости бега у 8 лучших спортсменов России показало, что на прохождение первых 10 м дистанции затрачивалось в 2 раза больше времени, чем на прохождение 10 м в середине дистанции (М. С. Осипов).
Принцип постепенности заключается и в том, чтобы начинать с легкой деятельности и переходить к трудной, т. е. в постепенном увеличении трудности, напряженности и длительности учебных занятий или работы.
-
Просмотров: 2296