-
Категория: Нервная система ребенка
-
Опубликовано: 18 сентября 2013
Развитие функций центральной нервной системы у ребенка
Характерным отличием деятельности центральной нервной системы ребенка и подростка от деятельности центральной нервной системы взрослого является относительное преобладание влияния подкорки и неполная сформированность корковых функций.
Кора больших полушарийголовного мозга филогенетически наиболее поздняя часть центральной нервной системы. У человека она достигает огромного развития и оказывает регулирующее влияние на всю деятельность организма. Кора головного мозга является органом, воспринимающим сигналы, идущие от периферических рецепторов, на которые действуют разнообразнейшие раздражители внешней среды, и от интерорецепторов, сигнализирующих состояние и изменения в органах. Главной функцией коры головного мозга является ее з а мыкательная деятельность,лежащая в основе образования условно-рефлекторных связей, в основе анализаторной и синтетической функции коры головного мозга и дающая возможность обеспечить непрерывное уравновешивание организма с меняющимися условиями среды.
Формирование деятельности коры головного мозга, образование условных связей происходит целиком в постэмбриональном периоде и продолжается в течение всей жизни человека.
В период школьного обучения это становление деятельности коры головного мозга и образование новых условных связей идет весьма интенсивно.
Условные рефлексы образуются, как известно, на основе безусловных врожденных рефлексов (пищевой,оборонительный и др.), которые могут осуществляться и подкорковыми отделами головного мозга. Условным раздражителем может служить любой внешний или внутренний фактор, если у организма имеются воспринимающие его рецепторы, при сочетании во времени этого условного раздражителя с безусловным.
Нормальная деятельность коры больших полушарий головного мозга основана на двух процессах — на процессе возбуждения и торможения; их взаимодействиеи обеспечивает тонкое приспособление организма к среде, целесообразность его реакций на различные внешние воздействия.
Внешнее торможение рефлекторного процесса неизменно осуществляется при сильном возбуждении нервного центра, не связанного с данным рефлекторным актом, или при даче сверхсильного или сверх продолжительного условного раздражителя. Например, если во время урока в класс входит посторонний человек, то работа учащихся приостанавливается. Это объясняется тем, что возбуждение, возникшее у детей под действием данного нового раздражителя в коре головного мозга, ведет к торможению участков коры головного мозга, работа которых связана с осуществлением учебного процесса.
Внешнее безусловное торможение может затормозить не только условные, но в некоторых случаях при достаточной силе раздражителя и безусловные рефлексы. Так, мы наблюдали прекращение безусловного слюноотделения (изучавшегося по методу Н. И. Красногорского) у девочки 10 лет, которой неожиданно сообщили во время исследования: «Галя, мама пришла». Это вызвало полное прекращение секреции, не смотря на продолжавшуюся дачу раздражителя — лимонной кислоты с сахаром.
Безусловное торможение может возникать не только в коре головного мозга, но и в нижележащих отделах центральной нервной системы.
Внутреннее торможение —процесс, происходящий в клетках коры больших полушарий головного мозга. Оно возникает при не подкреплении условного раздражителя безусловным и имеет большое значение в обеспечении точной, дифференцированной реакции организма на изменяющуюся окружающую среду.
Внутреннее торможение появляется у детей во второй половине первого года жизни, и с возрастом постепенно происходит совершенствование этого процесса. Его следует развивать и воспитывать, добиваясь регулирующей деятельности коры головного мозга по отношению к безусловным подкорковым реакциям ребенка. И. П. Павлов различает несколько видов внутреннего торможения. Кратко остановимся на некоторых.
Торможение угасания возникает в результате повторного не подкрепления условного сигнала безусловным раздражителем. Например, в опытах Н. И. Красногорского звонок служил условным сигналом пищевого раздражителя — шоколадной лепешки. Когда рефлекс был образован, звонок вызывал двигательную реакцию—глотание. При не подкреплении эта реакция угасала. Торможение угасания обеспечивает организму прекращение уже ненужных при изменившихся условиях среды реакций.
Дифференцировочное торможение является основой аналитической деятельности больших полушарий головного мозга. Оно дает возможность организму целесообразно реагировать на близкие по своему физическому характеру, но далекие по сигнальному значению для организма агенты. Например, если животному систематически повторять раздражение в виде двух ритмов метронома и ритм в 100 колебаний в минуту подкреплять пищей, а ритм в 96 нет, то постепенно произойдет дифференцировка. Ритм в 100 колебаний — положительный сигнал, будет вызывать процесс возбуждения и выделения слюны, а ритм 96 —• тормозной сигнал, будет вызывать процесс торможения.
Процесс дифференцировки, т. е. внутреннего торможения, возникает в развивающейся коре больших полушарий головного мозга ребенка, когда он начинает отличать мать, ее вид, голос от вида и голоса других людей или когда позже, на первых этапах школьных занятий, он учится отличать буквы, геометрические фигуры и т. п.
Виды внутреннего торможения
Следовые рефлексы
Одним из видов внутреннего торможения является так называемое торможение запаздывания,возникающее при следовых условных рефлексах.В период, протекающий от условного сигнала до подачи безусловного раздражителя, в нервной системе проходит два процесса: сначала, в недеятельной фазе, происходит торможение, которое в следующей, деятельной, фазе, непосредственно предшествующей безусловному подкреплению, сменяется процессом возбуждения. «Следовой» рефлекс образуется в том случае, когда безусловное подкрепление дается через определенное время после действия условного сигнала: например, дается звонок, а через 10 минут после звонка ребенку в рот кладут шоколадную лепешку. После нескольких сочетаний мы сможем наблюдать характерное протекание следового условного рефлекса: во время звонка и непосредственно после него не отмечается ни слюноотделения, ни двигательной реакции, в то время как в нервных клетках протекает процесс торможения, а через 9—10 минут, т. е. к тому времени, когда обычно давалось безусловное подкрепление, шоколадная лепешка, возникает процесс возбуждения и наблюдается выделение слюны. Таким образом, условным сигналом данного рефлекса является след данного звукового раздражителя в нервных клетках слухового центра плюс определенное время наличия этого следа. Целесообразность подобной реакции понятна: «психическое», т. е. условно-рефлекторное, слюноотделение и необходимые двигательные реакции наступают именно тогда, когда это нужно для усвоения пищи.
У детей, по наблюдениям Н. И. Красногорского, следовые рефлексы образуются легко.Период между условным сигналом и подкреплением может длиться десятки минут, и подобные рефлексы отличаются большой прочностью.
Замыкательная деятельность нервных клеток коры больших полушарий головного мозга ведет к образованию многообразных условных рефлексов, обеспечивающих организму наиболее полное и целесообразное приспособление к постоянно изменяющимся окружающим условиям. Таким образом, в разнообразнейших реакциях, осуществляемых животными и человеком в течение жизни, процесс возбуждения и процесс торможения играют одинаково важную роль, «...наша жизнь к тому сводится, что мы в определенной обстановке должны проявить известную деятельность, а в другой — задержать ее. На этом основывается высшая жизненная ориентировка. Таким образом, из постоянного и правильного балансирования этих двух процессов и складывается нормальная жизнь человека и животного»
Иррадиация и концентрация
Процесс становления точной реакции на те или иные сигналы, воспринимаемые организмом из окружающей среды, связан с процессами иррадиации и концентрации, происходящими в нервных клетках коры больших полушарий головного мозга. Эти процессы можно наблюдать при выработке условных рефлексов на любые сигналы.
Подобное явление постепенной концентрации возбуждения в определенных группах клеток коры больших полушарий головного мозга при повторном действии раздражителей можно наблюдать тогда, когда учащийся учится писать. Сначала процесс возбуждения охватывает значительную часть двигательной области коры больших полушарий головного мозга и в работе участвует ряд мышц не только рук, но и всего тела (это становится ясно при взгляде на напряженную фигуру ребенка, выводящего первые буквы). Постепенно процесс концентрируется и возбуждаются только клетки, иннервирующие те мышцы, работа которых действительно необходима для выполнения данных движений.
Явление иррадиации и последующей концентрации в нервных клетках коры головного мозга в равной степени связано и с развитием процесса торможения. Применение тормозных раздражителей вызывает в первом периоде выработки соответствующих тормозных рефлексов иррадиацию процесса торможения, которая ведет к торможению других условно-рефлекторных реакций. Когда же тормозной рефлекс упрочивается, процесс торможения концентрируется в соответствующих нервных клетках и его задерживающее влияние на другие рефлексы прекращается.
Индукция
К законам динамики нервных процессов, открытых И. П. Павловым, относится и индукция.Сущность явления индукции заключается в том, что вокруг очага возбуждения развивается тормозной процесс и, наоборот, в клетках зоны, окружающей очаг торможения, возникает возбуждение. Это явление лежит в основе внешнего торможения— интенсивный очаг возбуждения, возникший вследствие неожиданного сильного раздражения (например, резкий звонок во время еды), вызывает торможение не только условно=рефлекторного, но и безусловного слюноотделения. Или другой пример. Сильная сосредоточенность на какой-либо работе или на мысли, связанных с возбуждением определенной группы клеток коры головного мозга, вызывает торможение остальных центров-анализаторов — человек не замечает окружающего. Такая индукция одного процесса другим происходит не только в пространстве, но и во времени, после интенсивного тормозного процесса в клетках индуцируется процесс возбуждения. Например, необходимость сравнительно длительное время тормозить на уроке двигательную деятельность вызывает последующее возбуждение двигательной зоны, выражающееся в естественной потребности детей побегать, побороться, покричать после урока.
Процессы, происходящие в организме животного и человека и, в частности, в нервной системе, имеют определенный ритм и продолжительность,поэтому организм способен оценивать время и реагировать на него.
В следовых рефлексах, о которых мы говорили выше, время является частью условного сигнала, но бывают такие естественные ситуации или искусственные лабораторные положения, когда единственным условным сигналом рефлекторного акта является время.
Общеизвестно, что если кормить ребенка регулярно, например через 3 часа, то ко времени кормления он начинает делать сосательные движения и т. п. Перед нами типичная условно-рефлекторная реакция, условным сигналом которой является время, т. е. определенное состояние нервных клеток, связанное с ритмом внутренних процессов в организме.
Динамический стереотип
Определенный ритм и последовательность деятельности человека является важным условием правильной и продуктивной работы нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. Опытами в лаборатории И. П. Павлова было доказано, что изменение силы условных сигналов и порядка их применения или введение новых дополнительных раздражителей ведет к снижению всей условно-рефлекторной деятельности животного. И. П. Павлов объясняет наблюдавшийся результат тем, что постоянно повторяющиеся внешние явления вызывают в полушариях головного мозга определенную стереотипную деятельность, так называемый динамический стереотип. Сущность его образования заключается в том, что вызываемое определенным внешним раздражителем (положительным или тормозным) состояние корковых клеток само по себе служит условным раздражителем последующего состояния — кора головного мозга воспроизводит определенную, привычную цепь процессов. «Вся установка и распределение по коре полушария раздражительных и тормозных состояний, происшедших в определенный период под влиянием внешних и внутренних раздражений, при однообразной, повторяющейся обстановке все более фиксируются, совершаясь все легче и автоматичнее. Таким образом, получается в коре динамический стереотип (системность), поддержка которого составляет все меньший и меньший нервный труд»
Трудность изменения стереотипной деятельности можно наблюдать в школе, когда по каким-либо причинам один урок заменяется другим.
На таком неожиданном уроке учителя отмечают ослабление дисциплины — ребята возбуждены и ответы учеников хуже, чем всегда. «Мы не готовились», — заявляют учащиеся. «Но ведь вчера вы это знали»,— удивляется учитель. В данном случае дело не только в том, что учащиеся не готовились к уроку, а в том, что у детей нарушен динамический стереотип и деятельность коры головного мозга затруднена. Это следует учитывать и стараться сохранять установленный порядок работы, а при необходимости его изменения предупреждать учащихся заранее, что облегчит преодоление тормозного состояния. Именно изучение ритма процессов, происходящих в детском организме, лежит в основе построения режима дня учащегося. Соблюдение постоянного ритма жизненной деятельности ребенка (режима дня) способствует выработке динамического стереотипа и облегчает протекание нервных процессов в коре головного мозга.
Закон силы
Исследование высшей нервной деятельности привело И. П. Павлова к открытию «закона силы»,сущность которого заключается в том, что более сильные раздражители вызывают большую реакцию. Однако это соотношение верно только для головного мозга, находящегося в состоянии нормальной возбудимости. В противном случае «закон силы» не проявляется и возникают фазовые реакции: в уравнительной фазесильные и слабые сигналы вызывают одинаковый ответ, в парадоксальной фазеслабый сигнал вызывает возбуждение и ответную реакцию, не соответствующую силе раздражителя, а сильный сигнал оказывается чрезмерным и вызывает запредельное (охранительное) торможение. Подобные неадекватные реакции можно наблюдать и у учащихся, когда они переутомлены, взволнованы; в этих случаях замечания могут вызвать взрыв в виде слез или, наоборот, грубости. Следует учитывать индивидуальные особенности детей, силу их нервной системы — то, что для одного легко, преодолимая нагрузка, для другого, перенесшего болезнь, или сильно возбудимого, или травмированного домашними неурядицами, — может оказаться трудной, даже чрезмерно трудной задачей, нарушающей нормальную высшую нервную деятельность.
Большое значение в сохранении нормальной работоспособности корковых клеток имеет правильное ритмическое чередование работы и отдыха, бодрствования и сна.
Сон, как показали исследования И. П. Павлова и его сотрудников Ф. П. Майорова, Н. А. Рожанского, М. К. Петровой, является результатом иррадиации процесса внутреннего торможения по всей коре головного мозга.
Сон —внутреннее торможение, является необходимым физиологическим процессом, так как во время сна нервные клетки головного мозга—эти наиболее реактивные, чувствительные и важные клетки нашего организма, восстанавливаются и делаются вновь способными к работе, к восприятию новых раздражений, к созданию новых и воспроизведению выработанных ранее условных связей.
Дальнейшие исследования показали, что развитию сонного торможения наиболее благоприятствует применение в качестве условных раздражителей слабых механических и термических воздействий (тепло, прикосновение), выработка тормозных рефлексов и однообразие сигналов. В тех случаях, когда часто повторяющиеся условные сигналы однообразны, обращаются к одному рецепторному аппарату (например, более или менее близкие по тону и силе звуки или сходные световые сигналы и т. п.), нервные клетки соответствующего анализатора утомляются, истощаются и в них развивается защитный процесс охранительного сонного торможения, который затем распространяется по всей коре головного мозга.
Нервные клетки ребенка находятся в процессе развития, в них непрерывно образуются новые связи. Количество раздражителей, условных сигналов, впечатлений, с которыми впервые сталкивается головной мозг ребенка, в частности учащегося, огромно. Его еще не созревшая нервная система должна ежедневно проделывать огромную работу нервных путей, созданию новых «замыканий», восприятию новых навыков и знаний. В этот период особенно важно избежать перенапряжения, которое может оказаться пагубным. Особенно важно обеспечить ребенку нормальный, глубокий и достаточно длительный сон. Чем меньше ребенок, тем менее работоспособны его нервные клетки и тем более длительный сон нужен для восстановления их нормальной возбудимости
-
Просмотров: 3084