Кабинет домоводства

        Для проведения занятий по домоводству предусматривается специальный кабинет площадью 50 м2. Опыт работы школ показывает, что чаще всего занятия проводятся по кройке и шитью, поэтому в кабинетах домоводства оборудуются рабочие места для машинного и ручного шитья. Главное внимание должно быть обращено на рациональную расстановку рабочих столов с тем, чтобы обеспечить свободу движений при работе и удобство проходов учащихся и преподавателя между столами. Специальные наблюдения показывают, что площадь на одного учащегося должна составлять 3,5 м2 и таким образом общая площадь кабинета домоводства должна быть не менее 70 м2. При наличии трансформирующейся мебели и специального оборудования для занятий по кулинарии в одном помещении такой площади можно разместить и швейный, и кулинарный блоки (М. Н. Севастьянова) .

        Очень важным также является обеспечить хорошее естественное освещение на рабочих местах учащихся. Для этого столы с машинами следует располагать в два ряда, перпендикулярно к окнам или под углом в 45°. Обязательным элементом оборудования кабинета домоводства является стол для раскроя материала, место для примерки, гладильная доска, стол преподавателя.

      Среди многочисленных факторов внешней среды, в которой проходит трудовая деятельность учащихся, большое значение имеет рациональная организация искусственного освещения рабочих мест. Большоезначение условий освещения для повышения производительности труда рабочих и уменьшения утомления во время работы широко освещеноспециалистами в области промышленной гигиены (Д. А. Зильбер, Я. Э. Нейштадт, 3. Б. Смелянский, А. А. Труханов, Ф. М. Черниловская, A. С. Шайкевич, Е. Б. Шефтель и др.). Работы Ю. Д. Жилова, А. Е.Кириенко убедительно доказывают большое значение условий освещения, в частности, в учебных цехах для функциональной подвижности нервных процессов, состояния зрительных функций и работоспособностиучащихся. Исследования В. П. Хоробрых указывают на то, что для учебных школьных мастерских почти на протяжении всего учебного года характерны низкие уровни и недостаточная равномерность естественного 

Минимальные уровни освещенности рабочих мест в школьных мастерских

освещения. Это вызывает необходимость при работе в мастерских часто пользоваться дополнительным искусственным освещением. В соответствии с существующими нормативами освещенность рабочих мест в школьных мастерских должна быть не ниже приведенных в табл. 31 величин.

           Однако, как показывают исследования B. П. Хоробрых, приведенные в табл. 31 уровни освещенности физиологически не являются оптимальными. Изучение ряда физиологических функций (устойчивости хроматического зрения, контрастной чувствительности, латентного периода зрительно-моторной реакции и общей работоспособности) в процессе труда показало, что уровни освещенности должны быть различны для слесарной и столярной мастерских.

           В помещениях учебных мастерских школ рекомендуется оборудовать систему общего искусственного освещения как с лампами накаливания, так и с люминесцентными лампами. Люминесцентному освещению должно быть отдано предпочтение, так как оно создает больший зрительный комфорт и позволяет лучше и экономичнее разрешить вопрос искусственного освещения мастерских. В качестве светильников общего освещения слесарной мастерской могут быть рекомендованы общепринятые светильники ШОД-2-40 с люминесцентными лампами белого света (ЛБ) и кольцевые светильники СК-300 для ламп накаливания. В столярной мастерской для люминесцентного освещения можно рекомендовать еще сравнительно мало применяемые светильники, так называемые пылеводозащитные светильники типа ПВЛ-1-2-40, также с лампами ЛБ.

         Это закрытый светильник прямого светораспределения с рассеивателем из опалового органического стекла, предохраняющего лампы от запыления. Верхняя часть крышки легко снимается, что облегчает уход за лампами. Последнее весьма существенно, так как в столярной мастерской часто имеет место запыленность воздуха мелкой древесной пылью. Для обеспечения нормируемых уровней освещения люминесцентными лампами в мастерских нужны 20 светильников ШОД-2-40 и ПВЛ-1-2-40, расположенных вдоль мастерской в две линии, как это схематически показано на рис. 61

Схема расположения в мастерской люминесцентных светильниковпо 10 светильни-ков в каждой линии. Всего 40 ламп на мастерскую. Расстояние между двумя рядами светильников 2,5—3 м, а от внутренней и наружной стен до светильников 1,5 м.

 

              При освещении мастерских лампами накаливания нужны 8 электроточек с кольцевыми светильниками, расположенных в два ряда по длине мастерской. Расстояние от наружной внутренней стены до ряда ламп 1,5 м; между рядами ламп по ширине мастерской 3 м и между светильниками в каждом ряду по длине мастерской 3,0—3,3 м (рис.62).

Схема расположения в мастерской светильников СК-300         Высота подвеса светильников как с люминесцентными лампами, так и с лампами накаливания 2,8 м от пола.

 

         Для местного освещения металлообрабатывающих станков рекомендуются светильники с эмалированными отражателями типа «Альфа». В них устанавливаются лампочки мощностью в 60 в при напряжении в сети местного освещения 36 в. Такие светильники крепят над станком на кронштейне, что позволяет установить требуемое направление светового потока.

          Благоприятные световые условия в большой степени зависят также от физиологически благоприятной окраски оборудования, стен, потолка. Соответствующая окраска определяет общий световой комфорт в помещении, т. е. обеспечивает правильное соотношение между яркостью рабочего места и окружающего фона. Для обеспечения благоприятных условий адаптации рабочие поверхности должны быть светлее, чем окружающие их поверхности. В связи с этим в последние годы, как известно, для окраски парт и столов в школах применяют светлые тона, из которых физиологически наиболее благоприятными являются светло-зеленый цвет и цвет натуральной древесины (М. А. Шарова). Для слесарной мастерской также следует рекомендовать светло-зеленую окраску верстаков с коэффициентом отражения 0,45, а для защитных сеток — желтый цвет. Такая окраска вызывает значительное (на 17%) повышение уровня освещенности и одновременно более благоприятные показатели физиологических реакций у учащихся, чем при работе за черными верстаками (В. П. Хоробрых).

           Известно, что среди профессиональных травм количественно занимают одно из первых мест повреждения глаз. Такие повреждения тем более часто могут встречаться у учащихся, так как у них еще не сформировались трудовые навыки, нет еще достаточного опыта обращения с инструментами, отсутствует точность зрительных восприятий, отмечается недостаточность координации движений. При работе учащихся на токарных, сверлильных станках, при рубке металла случаи травматизма, в частности глазного, чаще всего вызываются отлетевшими осколками, отскочившими частями инструментов. Как правило, во всех случаях причиной травматизма являются неудовлетворительные гигиенические условия, среди которых первое место занимает недостаточное и неправильное освещение мастерских. Поэтому хорошее целесообразное освещение мастерских имеет первенствующее значение для предупреждения травм у учащихся. Естественно, что профилактика травматизма все же не ограничивается правильной организацией освещения, она связана и с другими гигиеническими условиями, на которых мы частично уже останавливались. Это оборудование мастерских, расстановка верстаков и станков, соблюдение правильного режима самой работы и т. д. И, наконец, говоря о предупреждении повреждений, надо подчеркнуть, что для борьбы с травматизмом необходимо наряду с осуществлением изложенных выше требований строго соблюдать правила техники безопасности.

Защита органа зрения.

             Профилактика травм глаз у учащихся на уроках труда и во время производственной практики в основном состоит в строгом соблюдении правил техники безопасности и санитарно-гигиенических нормативов в школьных мастерских и на производстве, а также в профессиональном отборе учащихся по состоянию зрения. Большое значение имеет санитарно-просветительная работе среди учащихся и педагогов.

              В школьных мастерских и на производстве обязательно должны применяться средства защиты органа зрения от повреждений стружками или мелкими осколками, отлетающими при обработке металла и дерева. С этой целью применяются различные защитные приспособления, защитные экраны, укрепленные на станках, и защитные очки.

            Защитные приспособления, укрепленные на станках, удобны тем, что работающий не надевает их на лицо и они представляют собой надежную защиту, исключающую возможность попадания в глаза отлетающих осколков и стружек. Применение этих защитных приспособлений в школьных мастерских имеет большое значение, так как защита глаз с их помощью осуществляется вне зависимости от воли и поведения учащегося.

         Эффективными защитными средствами являются приспособления, предназначенные для улавливания и отведения стружки. На токарных, сверлильных станках в школьных мастерских должны применяться защитные экраны различной формы, которые задерживают летящие осколки. Основным требованием к ним является хорошая прозрачность экрана, а также прочность материала, из которого он изготовлен.

          Абразивный круг точильного станка должен иметь ограждение в виде металлического защитного кожуха и защитного экрана из толстого специального не бьющегося стекла. Надежной защитой глаз является также защитная пластина в кожухе, предложенная А. В. Рославцевым.

         Средствами индивидуальной защиты глаз от отлетающих осколков являются защитные очки, без которых учащиеся не должны допускаться к занятиям.

Существует два типа защитных очков: открытые и закрытые.

           Очки открытого типа предохраняют глаза от осколков, летящих спереди. Ими можно пользоваться при работе на токарном, фрезерном, строгальном и других станках. До выпуска защитных очков, специально предназначенных для детей, можно рекомендовать для работы в школьных мастерских защитные очки в капроновой оправе с боковой защитой и без нее (03-Н и 03-К), разработанные Государственным научно-исследовательским институтом глазных болезней имени Гельмгольца и Московским институтом охраны труда.       Эти очки удобны, легки. Они имеют боковые щитки, которые защищают глаза от повреждения осколками, летящими не только спереди, но и с боков.

            При рубке металла, обрубке деталей вручную или с применением пневматического инструмента, ремонтных работах осколки иногда летят в разные стороны и с большой силой. В таких случаях рекомендуется применять очки закрытого типа, которые благодаря устройству оправы, тесно прилегающей к лицу, защищают глаза со всех сторон.

           Недостатком очков закрытого типа является то, что они ограничивают поле зрения и их стекла запотевают. Для уменьшения запотевания стекол рекомендуется смазывать их мылом с последующим протиранием чистой тряпочкой до полной прозрачности.

          Во время посевных и уборочных работ следует применять так называемые сельскохозяйственные очки, предназначенные для защиты глаз от ветра, пыли, соломы, остей злаков.

         Защитные очки удобны, если они правильно подобраны. Величина их должна соответствовать размерам лица, расстояние между центрами стекол — расстоянию между центрами зрачков, должна быть соответствующая длина заушников. Все это имеет особенно большое значение для учащихся, так как дети не будут пользоваться очками, если они неудобны.

         Большое значение имеет уход за очками: их следует содержать в чистоте. После работы стекла и оправу очков следует протереть кусочками материи, например фланели, уложить в коробку или специальный футляр. Не следует оставлять очки в открытом виде на рабочем месте, станке. При появлении царапин на стеклах последние необходимо заменить новыми. 

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.