Мышечная система у детей
Автор: Admin-
Категория: Физиологические основы охраны здоровья детей
-
Опубликовано: 12 сентября 2013
Мышечная система у детей
В организме высших животных и в организме человека с мышечной тканью,обладающей способностью сокращаться, связано выполнение всех многообразных двигательных реакций. Они осуществляются мышечной тканью разного типа. Внутренние органы снабжены медленно сокращающейся гладкой мускулатурой.Мускулатура тела человека состоит из поперечнополосатой мышечной ткани,высоко развитой и обладающей способностью к быстрым и -сильным сокращениям. Совершенство двигательной функции у детей, способность их к освоению новых и разнообразных движений развиваются в процессе общественно-трудовой деятельности.
Двигательная деятельность человека представляет собой сложный процесс, который осуществляется рефлекторно при согласованной деятельности различных органов и систем, под регулирующим влиянием -центральной нервной системы и ее высшего отдела — коры головного мозга. И. М. Сеченов впервые высказал мысль о рефлекторной природе произвольных движений. И. П. Павлов и его ученики в многочисленных экспериментах доказали, что двигательная деятельность человека является проявлением ряда условных и безусловных рефлексов. В осуществлении двигательного акта принимают участие рецепторы, центростремительные нервы, нервные центры, центробежные нервы и мышцы. Рецепторы, расположенные в самой мышечной ткани (мышечное веретено), сухожилиях (сухожильное веретено), капсулах мышц и сухожилий и в других частях опорно-двигательного аппарата, а также соответствующие центростремительные нервы и нервные центры в подкорковой области и коре головного мозга являются проприорецептивным анализатором, осуществляющим мышечное чувство.
Раздражителем этого анализатора является сокращение и растяжение мышц, сухожилий и суставных сумок. Проприоцепция имеет огромное значение во всех двигательных актах, выполняемых ребенком, начиная с ходьбы, игры й кончая физическими упражнениями и спортом. Совершенствование мышечных движений ребенка и взрослого, так же как и структура и функциональные свойства мышечной ткани, развиваются на протяжении длительного периода.
Развитие мышц у детей происходит неравномерно. Вначале развиваются более крупные мышцы — мышцы нижних конечностей и туловища, связанные с ходьбой и другими движениями. Мускулатура кисти рук начинает быстро развиваться в ,6—7 лет. Значительное нарастание массы мышц, мышечной силы, координации и точности движений происходит в период полового созревания. Только к 18—20 годам в основном заканчивается формирование высокодифференцированного мышечного волокна, а рост мышечного волокна продолжается до 23—25 лет. Что же касается координации мышечных движений, то она продолжает совершенствоваться не только у детей, но и у взрослых в результате соответствующих упражнений (рабочие, спортсмены, музыканты).
Поперечнополосатые мышцы у новорожденных слабы, плохо дифференцированы. Показателями дифференцировки мышечных волокон являются изменения диаметра и количества ядер на единицу поверхности волокна. Диаметр мышечного волокна непрерывно увеличивается, а число ядер уменьшается. К 6 годам наряду с поперечной возникает продольная исчерченность. Значительно увеличивается количество мышечных волокон, их диаметр и их фибриллизация. В младшем школьном возрасте происходит дальнейший рост диаметра мышечных волокон, увеличивается число миофибрилл, заканчивается формирование нервного аппарата мышц, увеличивается мышечная сила, выносливость,, упругость мышц. Возраст 12—15 лет характеризуется усиленным ростом мышц, образованием массивных мышечных волокон. В 15—18 лет происходит дальнейший рост диаметра мышечных волокон, нарастание массы мышц и мышечной силы. В результате количественной и качественной перестройки к 17—18 годам можно наблюдать формирование высокодифференцированного широкого мышечного волокна с небольшим количеством узких мышечных ядер. Рост и дифференцировка различных мышц происходят по-разному. Так, для мышц кисти, движения которых должны быть быстрыми, ловкими, этот процесс связан с образованием волокон, с относительно меньшим поперечником и относительной тонкостью волокнистых структур, а также с определенным строением нервно-мышечного аппарата. Рост и дифференцировка мышечных волокон связаны с особенностями их деятельности.. Когда начинается прямостояние и ходьба, значительно развиваются мышцы конечностей и таза. Пользование рукой приводит к быстрому развитию мышц— сгибателей и разгибателей пальцев. Мышцы с преимущественно статическими функциями имеют более мощное строение, несколько иную волокнистую структуру и ее нервно-мышечного аппарата. Таким образом, каждая скелетная мышца имеет свои совершенно конкретные биометрические показатели (Л. К. Семенова). Количество мышечной массы увеличивается с возрастом как абсолютно, так и относительно. Вес мышц ребенка по отношению к весу его тела составляет у новорожденного 23,3%, в 8 лет 27,2%, в 15 лет 32,6%, в 17 лет 44.2%. Наряду с увеличением мышечной массы происходит и увеличение мышечной силы. По сравнению с 7-летним возрастом мышечная сила обеих рук к 11 —12 годам увеличивается в 2—2,4 раза, к 15—16 годам — в 4—4,6 paза, к 20 годам — в 4,5—6 раз и продолжает увеличиваться в последующие возрастные периоды (табл. 1).
Мышечная сила у девочек меньше, чем у мальчиков. Сила рук неодинакова: правая рука сильнее левой. Однако у некоторых детей левая рука бывает сильнее правой. Постепенно увеличивается и становая сила (табл. 2).
Работа, производимая мышцами, зависит не только от их массы, но и функционального состояния, которое характеризуется возбудимостью и лабильностью мышц. Под возбудимостьюмышцы понимают ее способность отвечать сокращением на действие раздражителя. Чем более возбудима мышца, тем более низок порог ее возбудимости, т. е. тем меньше должна быть сила раздражителя, чтобы вызвать сокращение мышцы. Чем младше ребенок, тем меньше возбудимость его мышц. Под лабильностьюили функциональной подвижностью понимают скорость протекания возбудимости в мышце. Лабильность мышц и соответствующих им нервных центров определяет скорость мышечных реакций, что в значительной степени определяет быстроту мышечных движений при работе в быту и на производстве, а также при занятиях физическими упражнениями. Лабильность и возбудимость изменяются с возрастом. Так, у новорожденных эти свойства мышц резко понижены (в 6—7 раз по сравнению с таковой у взрослых) и постепенно повышаются, достигая нормы взрослого к 8—10 годам. Лабильность и возбудимость мышечной ткани могут изменяться в зависимости от силы и частоты раздражителя, а также при различных заболеваниях.
Следует учитывать, что возможность воспроизведения тех или иных точных координированных движений связана не только с развитием и созреванием самих мышц, но и главным образом с формированием функции нервной системы, с созреванием двигательного анализатора коры больших полушарий головного мозга,со способностью выработки дифференцированных положительных и тормозных двигательных рефлексов.
При напряженной физической работе и при интенсивных физических упражнениях имеет значение и слаженная работа внутренних органов — сердечно-сосудистой системы, дыхания, выделения и др.
В работе школьного врача большое значение имеет организация систематического контроля как за трудовой деятельностью учащихся, так и за правильным проведением физических упражнений и спорта.
Физическая нагрузка должна соответствовать возрастному развитию мышечной системы у детей, их силе, их функциональным особенностям — возбудимости и лабильности. Кроме того, как трудовая деятельность, так и проведение физических упражнений требуют систематических перерывов в работе, способствующих своевременному восстановлению мышечной работоспособности. Необходима также правильная организация систематической тренировки мышечной системы ребенка как в условиях его трудовой деятельности, так и при проведении физических упражнений с целью достижения более совершенной продуктивной мышечной деятельности.
Чем полуавтоматическое продвижение сайтов отличается от всех остальных?
-
Просмотров: 6405