Суточный режим учащегося
Автор: Admin-
Опубликовано: 13 октября 2013
Суточный режим учащегося
В период школьного обучения происходит наиболее ответственный этап развития и совершенствования организма ребенка. Усиленно развивается вторая сигнальная система, вырабатываются основные черты типа высшей нервной деятельности. Учащийся приобретает стойкие навыки умственной деятельности, получает определенную сумму знаний. В старших классах юноши и девушки овладевают рядом трудовых навыков, многие из них выбирают себе профессию и по окончании школы начинают работать.
Жизнь учащегося слагается из различных видов деятельности, вытекающих из целенаправленной системы воспитания и обучения и из удовлетворения возрастных физиологических потребностей в еде, отдыхе и сне.
Между растущим организмом и окружающей его средой складывается определенный уровень отношений и устанавливается соответствующая «форма равновесия» организма с этой внешней средой. Этот физиологический процесс — динамический стереотип — вырабатывается под влиянием регулярной смены учебных занятий, дневного отдыха, еды, сна и т. д. Повторяемость этих реакций приводит к стойким результатам, к выработке определенного ритма физиологических процессов и поведения. Этому способствует в первую очередь правильно организованный суточный режим учащегося.
В основе его построения лежат физиологические законы единства организма и ритмической смены деятельности отдельных его органов и систем. В любой системе организма происходит смена активной и пассивной деятельности. Нарушение деятельности одних систем влечет за собой нарушение других, а затем и нарушение слаженности в работе всего организма. Нарушение ритма деятельности ведет к снижению функций, к утомлению органов и систем организма. «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должны отдыхать и восстанавливаться. А отдых таких реактивных элементов, как корковые клетки, должен в особенности тщательно быть охраняем»
Исходя из этого, в режиме необходимо строго чередовать различные виды деятельности, требующие нагрузку на кору, с отдыхом и сном, который в режиме суток является основным компонентом, обеспечивающим полный и полноценный отдых клеткам коры головного мозга и восстановление нормальных соотношений основных функций коры головного мозга. От состояния клеток коры головного мозга в первую очередь зависит работоспособность и успеваемость учащегося.
При организации суточного режима учащегося учитываются особенности возрастного развития высшей нервной деятельности и изменение общей возрастной реактивности организма. В младшем школьном возрасте имеет место относительно быстрая утомляемость мозговых клеток, процессы раздражения преобладают над процессами торможения, отмечается значительная неустойчивость и легкая податливость организма воздействию внешних факторов, имеет место относительно частая заболеваемость. В среднем школьном возрасте укрепляется вторая сигнальная система, но имеется функциональная неустойчивость, связанная с наступлением пубертатного периода. В старшем школьном возрасте наступают большая устойчивость всех функций, приближение их к состоянию взрослого здорового организма, незначительная заболеваемость.
В гигиенические задачи построения суточного режима входит установление определенной длительности отдельных компонентов режима в соответствии с возрастом:
- правильная организация сна, питания;
- организация смены видов активной деятельности: чередование труда и отдыха.
С возрастом меняется соотношение отдельных компонентов режима во времени; появляются новые виды деятельности, меняется характер организации и качество проведения тех или иных режимных моментов.
Определение длительности отдельных элементов режима дня ребенка представляет собой сложную задачу физиологии и гигиены. На каждом отрезке возрастного развития ребенка длительность элементов режима зависит от уровня развития и состояния здоровья ребенка и от организации всех условий жизни в их совокупности. Всякий вид деятельности связан с физиологическим утомлением и снижением работоспособности. При правильном построении режима эти физиологические колебания не отражаются на процессе возрастного развития и на состоянии здоровья ребенка. Но при таких нарушениях суточного режима, как укорочение часов сна, несвоевременное питание или длительные и особенно «однообразные занятия, наблюдается общее утомление организма. Вначале оно быстро исчезает по устранении этих причин, но если эти причины не устранены и длительно воздействуют на организм, наступает нарушение функций отдельных органов и систем. Дети становятся неуравновешенными, беспокойными, или, наоборот, вялыми и сонными. Одновременно наступает утомление мышечного аппарата, особенно при чрезмерно длительном сидении за партой, у них наруша-ется аппетит. Такое нарушение слаженности организма ведет уже к переутомлению организма. Переутомление чаще всего выражается в головной боли, в жалобах на усталость, бессонницу, а у отдельных детей обостряются имевшие место болезненные отклонения, которые могут вызвать заболевание всего организма.
Длительные нарушения в режиме бывают так же опасны для ребенка, как и инфекционное заболевание, пишет педиатр проф. Д. Д. Лебедев. Он считает, что основное требование к организации режима— это «отсутствие поводов для переутомления».
Значение режима не исчерпывается только гигиеническими указаниями, основанными на данных возрастной физиологии, — большое значение имеет он и в деле воспитания. В этом отношении непревзойденное определение роли режима дано одним из основоположников советской системы воспитания А. С. Макаренко: «Режим это есть определенная система средств и методов, которые помогают воспитывать»
Ребенок с момента рождения подвергается воспитательному воздействию со стороны родителей, учителей и всех соприкасающихся с ним взрослых.
Получаемые в период роста и развития навыки становятся автоматическими в результате их повторяемости в строго определенном порядке, а усваиваемые знания становятся устойчивыми и прочными при соответствующей организации и высококачественном проведении учебных занятий.
Суточный режим учащегося состоит из различных видов активной и пассивной деятельности, протекающих под влиянием трех групп организованных воздействий: в семье, в школе и во внешкольных учреждениях. По характеру и длительности виды деятельности различны и обусловлены организацией жизни детей в целом в соответствии с уровнем их возрастного развития.
В настоящее время в суточном бюджете времени учащегося выделяются следующие основные компоненты: сон, учебные занятия в школе и приготовление уроков, внешкольные (внеклассные) занятия, которые отличаются от обязательных школьных занятий тем, что выбираются самими детьми в соответствии с их индивидуальными интересами и наклонностями (занятия музыкой, искусством, в различных технических кружках, чтение художественной и научной литературы, общественная работа); занятия по
самообслуживанию, личной гигиене и приемы пищи (на это тратится от 2 до 3 часов в день); пребывание на свежем воздухе и занятия по физкультуре и спорту, на которые остается только 3 часа 30 минут у учащихся младших классов и 3 часа у учащихся старших классов.
Распределение видов активной деятельности, их смена и последовательность зависят в основном от условий обучения в школе.
При наличии одного и того же объема обучения имеются четыре типа распределения учебного времени в течение дня:
а) в массовых школах — в утренние часы от 8 часов 30 минут — 9 часов утра (первая смена);
б) в дневные часы — с 13—14 часов (вторая смена);
в) в школах с продленным днем — с 8 часов 30 минут — 9 часов и до 17—19 часов;
г) в школах-интернатах, где дети живут круглосуточно и где имеют месторазличные типы распределения учебного времени для классных и внеклассных учебных занятий (рис. 51, Л).
Примерные схемы распределения времени в суточном режиме приведены на табл. 24 и 25. Наилучший суточный режим для детей создается при занятиях в школе в первую смену и последующем правильном распределении времени в семье под руководством родителей и старших членов семьи. При этом требуется создание гигиенических условий для сна, еды, занятий по приготовлению уроков и полная согласованность всех средств и методов воспитания со школой. Это сказывается в контроле за приготовлением домашних заданий и чтением литературы, в привлечении детей к самообслуживанию и помощи семье, в выборе для них соответствующих их возрастному развитию развлечений и видов дополнительных занятий (музыкой, искусством, физкультурой и пр.). Кроме того, правильно построенные взаимоотношения ребенка в семье, общение со взрослыми, совместные прогулки, посещение театров, кино, выставок и других развлечений, способствующих всестороннему развитию детей, полнее раскрывают их врожденные качества и наклонности и позволяют лучше направить их умственное и физическое развитие и подготовку к самостоятельной общественной и трудовой жизни. Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом уровня его развития и состояния здоровья лежит в основе воспитания ребенка в семье.
При занятиях в школе во вторую половину дня (т. е. во второй смене) имеется много поводов для нарушения правильного суточного режима. Дети приступают к учебным занятиям в школе уже утомленными, не после длительного отдыха — сна, а после приготовления уроков, которые часто осуществляются не в утренние часы, как рекомендовано, а непосредственно перед обедом и уходом в школу. Таким образом, у таких детей имеется почти непрерывный 8—10-часовой учебный день. Утренний режим слабо контролируется членами семьи, так как они либо работают, либо заняты домашним хозяйством. Дети почти не выходят из дому до ухода в школу, а поздний приход из школы является причиной того, что у детей не остается времени для прогулок, чтения, помощи семье. Единственным преимуществом можно считать то, что дети могут позже вставать и этим нормализовать длительность сна.
Учащиеся младших двух классов (1-го и 2-го) должны заниматься только в утреннюю смену, так же как и «выпускные» классы — 9-е и 11-е. Требования к учащимся этих классов повышены в связи с выпускными экзаменами, поэтому им должны создаваться наилучшие условия для обучения. Для улучшения режима остальных детей среднего и старшего возраста рекомендуется чередовать их занятия по сменам с интервалом в один учебный год, т. е. в вечерней смене: 3-й, 5-е, 7-е, 9-е классы, в утренней— 1-е, 2-е, 4-е, 6-е, 8-е и 11-е классы. Из существующих вариантов этот является наилучшим в гигиеническом отношении.
В школах (и группах) продленного дня, организуемых в помощь семье и с целью улучшения общественного и трудового воспитания, режим дня строится с учетом потребностей всестороннего развития и укрепления здоровья детей. В этих школах предусматривается дневной сон для детей первых двух классов и для всех детей с отклонениями в состоянии здоровья; обязательное двухразовое горячее питание для всех детей и 3-разовое для ослабленных детей; организованное пребывание на свежем воздухе (игры, занятия, прогулки и др.); приготовление уроков под наблюдением воспитателей и педагогов; внешкольные занятия по свободному выбору самих учащихся (рис. 51, Б).
Распределение всех этих компонентов режима строится с учетом положительного опыта детских домов и школ-интернатов. Однако в школах продленного дня еще нет достаточных условий для полного выполнения всех требований режима, так как специальное массовое строительство таких школ еще не ведется. Поэтому школьному врачу следует принять максимальное участие в обсуждении вопросов о выделении в приспосабливаемых школах помещений для организации дневного сна, переоборудовании буфетов для приготовления горячей пищи, организации земельных участков под различные виды занятий, устройства навесов или веранд для отдыха и сна и т. д. и вопросов организации режима учащихся в целом. Постоянное и длительное пребывание в большом коллективе утомляет детей больше, чем при посещении обычной школы.
Поэтому в задачу врача и педагогов входит тщательный надзор за режимом и усиление индивидуального подхода к детям, поскольку не все одинаково реагируют на новые для них условия. Особого внимания заслуживают дети 7—8 лет и дети с отклонениями в состоянии здоровья, которым нужно создать по возможности дифференцированный режим.
Полноценный суточный режим можно осуществлять в школах-интернатах, где имеются полная материальная обеспеченность и подготовленные кадры воспитателей, медицинских и технических работников. В этих учреждениях есть возможность организовать полноценный по длительности и глубине ночной сон; 4- или 5-разовые приемы пищи с равными промежутками между ними; учебные занятия в часы, наиболее эффективные для восприятия теоретических знаний; правильную смену учебных и других общеобразовательных занятий; равномерное распределение элементов физического воспитания и самообслуживания; выделение свободного времени для общественной работы и для личных нужд каждого.
В табл. 26, 27 и 28 и на рис. 52 приводятся примерные режимы дня воспитанников школы-интерната.
По режиму, приведенному в табл. 27, устанавливается более равномерное распределение времени между уроками, приемами пищи и пребыванием на свежем
воздухе и достигается более эффективное распределение занятий по степени их нагрузки на нервную систему в те чение дня. В течение всего дня у одних и тех же детей при этом режиме работоспособность и успеваемость выше, чем при обычном непрерывном учебном дне, состоящем из 4—5 уроков и приготовления уроков в вечерние часы (Н. С. Фокина, Д. Г. Нусбаум, Г. П. Сальникова и др.) (рис. 53).
В школах-интернатах нельзя забывать и о личных потребностях каждого воспитанника. Дополнительные меры для развития индивидуальных способностей не противоречат общей задаче, а дополняют ее, поскольку они способствуют лучшему воспитанию личности и часто тех ее черт и способностей, которые в коллективной жизни либо не выявляются, либо, наоборот, выявляются, но не могут быть должным образом направлены. Это особенно относится к детям с чертами слабого типа нервной системы и к детям одаренным, с чертами сильного, но неуравновешенного типа нервной системы. К таким детям следует относиться особенно внимательно. Им необходимо .создать щадящий режим, усилить оздоровительные мероприятия, помогать 1в учебе и в выборе посильных для их нервной системы занятий и развлечений.
Индивидуальный подход к детям является одной из основ педагогической и медицинской работы в детских коллективах и должен по возможности осуществляться в любых условиях, особенно в учреждениях, где влияние семьи ограничено, как, например, в школах - интернатах, где дети могут еженедельно уходить домой лишь на один день —на воскресенье, и на перерывы в учебное время года. Летом не все дети проводят время в семье, большинство из них выезжает в пионерские лагери или частично в экскурсии и походы, организуемые школой.
Суточный режим в детских домах строится по типу школы-интерната с той разницей, что учебные занятия проводятся в массовой школе, а остальное время —в пределах детского дома. Отличием является также то, что у детей часто нет семьи и поэтому им должно быть уделено особое внимание.
В детских домах, в школах-интернатах и в школах продленного дня можно создать все условия для правиль-ной организации дневного и суточного режима ребенка.
При массовых обследованиях режима дня учащихся часто выявляются нарушения в организации четырех основ-ных компонентов суточного режима: снижение длительно-сти ночного сна, главным образом у детей старшего возраста, неравномерное распределение приемов пищи, перегрузка учебными занятиями и недостаточное пребывание на свежем воздухе в учебное время года. Поэтому на данные моменты режима должно быть обращено особое внимание школьного врача в его работе с педагогами и родителями.
-
Просмотров: 4374