-
Опубликовано: 01 октября 2013
Основы профилактики инфекционных заболеваний детей в школе
В результате огромных успехов социалистического строительства, роста общей и санитарной культуры населения, планомерной борьбы с инфекциями, проводимой органами здравоохранения, в нашей стране достигнуты огромные успехи в ликвидации инфекционных заболеваний. Исчезла малярия, успешно осуществляется борьба с дифтерией, рядом других инфекций. Однако задача полной ликвидации одних инфекций, резкое снижение других остается еще одной из главных задач здравоохранения.
Большое место в общей борьбе с инфекционными заболеваниями принадлежит медицинскому персоналу школ. Регулярно проводимая противоэпидемическая работа в школе является существенным звеном в общей цепи противоэпидемических мероприятий; к тому же борьба с инфекционной заболеваемостью — одновременно и борьба за укрепление здоровья учащегося. Известно, что даже сравнительно легкие и непродолжительно текущие заболевания оставляют неизгладимый след на всей последующей жизни ребенка. Глубокие изменения в организме ребенка происходят при таких заболеваниях, как дифтерия, скарлатина, корь, коклюш и др. При болезни Боткина, например, печень может остаться увеличенной в течение недель, месяцев и даже лет.
Источники заноса инфекционного заболевания в школу различны:
- дети в период инкубации и в начале продромального периода;
- переболевший острой инфекцией и пришедший в класс раньше установленного срока;
- дети, за время отсутствия в школе переболевшие легкими и стертыми формами заразного заболевания и допущенные к занятиям без справок лечащего врача.
Имеет значение также пользование книгами, тетрадями, личными вещами, бывшими в употреблении больного. Для распространения некоторых инфекций существенное значение имеет несвоевременное выявление бациллоносителей.
Организация борьбы с инфекционными заболеваниями в любом детском коллективе, в том числе и в школе, строится на следующих мероприятиях.
1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.
2. Повышение специфического и неспецифического иммунитета детей.
3. Быстрая ликвидация инфекции при ее заносе в учреждение.
Вся оздоровительная работа с детьми, весь санитарно-гигиенический режим школы направлен на укрепление здоровья учащихся и, следовательно, на повышение общего неспецифического иммунитета по отношению к инфекциям.
Огромным достижением современной медицины является возможность выработки специфического иммунитета против ряда инфекций (дифтерия, коклюш, столбняк, оспа, тифо-паратифозная группа и др.) путем профилактических прививок. В советском здравоохранении выработаны твердые схемы и сроки проведения различных прививок (вакцинация и ревакцинация).
Для большинства инфекций вакцинация проводится в грудном и дошкольном возрасте; в школе же проводится ревакцинация. Правильная и своевременная (по срокам) организация ревакцинации имеет исключительное значение, так как только таким путем можно поддерживать противоинфекционный иммунитет на требуемом уровне.
Органами здравоохранения утверждена следующая схема вакцинации и ревакцинации против инфекционных заболеваний
Ревакцинацию у учащихся проводит медицинская сестра прививочного кабинета поликлиники или школьная медицинская сестра под контролем врача. Детей для ревакцинации отбирает врач. Ребенок должен быть осмотрен и у него должна быть измерена температура.
Противопоказанием для ревакцинации ребенка является:
- лихорадочное состояние, острое инфекционное заболевание, включая период реконвалесценции (не менее 2 месяцев после клинического выздоровления);
- туберкулез в период острых явлений, острые кишечные расстройства, болезни крови, геморрагические диатезы, сахарный диабет, нефрозо-нефрит, хронический нефрит с периодическими обострениями, пиурия, заболевания сердца в стадии декомпенсации, выраженные явления ревматической инфекции (артрит, кардит, хорея), аллергическое состояние (астма, пищевые и другие идиосинкразии).
Данные о проведенных прививках заносят в медицинскую карту ребенка.
Как мы указывали, одним из источников инфекции в школе является учащийся, пришедший в класс до конца карантина по заразной болезни или в период инкубации при контакте, поэтому очень важно медицинскому персоналу знать все сроки изоляции при различных инфекциях.
-
Просмотров: 6257