Обмен веществ и энергии ребенка

Особенности обмена веществ ребенка

      Особенности обмена веществ ребенка определяются тем, что это обмен веществ растущего организма, т. е. организма, в котором процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции. Дет­скому организму приходится не только восстанавливать непрерывно расходуемые клеточные вещества, затрачивать энергию на жизненные процессы, восстанавливать часть погибающих через определенное вре­мя клеток организма (эритроциты, клетки кожи, слизистую оболочку эпителия и др.), как это необходимо организму взрослого человека, но и создавать значительное количество веществ и целых клеточных обра­зований в растущих тканях. Чем меньше возраст ребенка, тем интенсив­нее идут у него процессы роста и новообразования клеток, тем больше его обмен веществ отличается от обмена веществ взрослого человека. Кроме этого основного, определяющего отличия, имеется ряд важных особенностей детского организма, накладывающих отпечаток на харак­тер обмена веществ. Это прежде всего постепенное становление регули­рующей роли коры больших полушарий головного мозга в деятельности внутренних органов, трофических процессах в них (т. е. процессах об­мена веществ).

     Велика также роль гормонов эндокринных желез, главным обра­зом гипофиза, важны особенности химического состава тканей детского организма, в частности то, что они богаты водой. Все эти отличия ор­ганизма ребенка наиболее велики в первые годы жизни, а в школьный период качественные и количественные показатели обмена веществ ре­бенка постепенно начинают приближаться к уровню, характерному для взрослого организма.

Обмен энергии ребенка

     Распределение расходования энергии организ­ма маленького ребенка отличается меньшей затратой энергии на движе­ния, незначительным специфически динамическим действием пищи, т. е. дополнительной затратой энергии на пищеварительные процессы, вызы­ваемые принятием пищи, и значительной затратой энергии на рост.

     Сильно меняются с возрастом не только распределение расхода энергии, но и величины основного обмена характеризующие интенсив­ность обмена веществ в организме. Величина основного обмена на 1 кг веса в течение суток у новорожденного равна 38—42 большим калори­ям, затем она начинает повышаться и достигает максимума к 2—3 годам, когда основной обмен на 1 кг веса равен 55—60 большим кало­риям, после чего снова снижается, достигая к 6—7 годам 42 больших калории, в 10—11 лет 38, в 12—13 лет 34 и у взрослого на 1 кг веса при­ходится 23 большие калории. Таким образом, расход энергии организ­ма учащегося в l'/г—2 раза больше, чем организм взрослого.

Обмен белков у ребенка

      Белки являются основными веществами всякого животного организма, живой клетки, живого вещества. Организм чело­века синтезирует специфические белки, из которых он строит клетки и ткани своего организма, из уже готовых аминокислот, поступающих с белками пищи, поэтому чрезвычайно важна, особенно для детского рас­тущего организма, полноценная белковая пища (см. главу IX). При недостатке полноценных белков их можно компенсировать белковым разнообразием, так как отсутствие некоторых необходимых аминокислот в одном из пищевых веществ может восполняться их наличием в другом веществе. Необходимыми аминокислотами, которые не могут быть заменены другими или синтезированы в организме и обязательно должны быть введены с пищей, являются вален, лейцин, изолейцин, ли­зин, аргинин, метионин, тропин, фенилаланин, триптофан и гистидин. Обмен белков учитывается по количеству азота — необходимого элемен­та, входящего в молекулу белка. У взрослых наблюдается азотистое равновесие, т. е. количество азота, вводимое в организм с белками пи­щи, равно количеству азота, выводимого с мочой. Иначе говоря, количе­ство усвояемого и разрушающегося белка одинаково. У детей имеется активный положительный азотистый баланс, так как усваивается белка больше, чем разрушается. Это связано с процессами роста, построением новых белковых молекул, составляющих основу клеток и тканей.

     Недостаток или неполноценность белков пищи приводит к задерж­ке роста и снижению иммунитета.

Углеводный обмен ребенка

      Углеводы используются организмом в ка­честве источника энергии. Они имеют большое значение для теплообра­зования в качестве источника энергии мышечной работы. Количество сахара (глюкозы) натощак в крови у грудных детей равно 70—90 мг%, в возрасте 3—6 лет—80—100 мг, у учащихся количество сахара в крови приближается к уровню взрослых и в 10—14 лет оно составляет 95—120 мг%. Суточная потребность углеводов для детей от 5 до 7 лет 250—275 г, в возрасте 8—12 лет 300—350 г.

     Углеводы должны составлять 40—50% числа калорий, получаемых спищей. Однако чрезмерное введение углеводов при недостатке белков и жиров может привести у маленьких детей к «мучному расстройству питания» с пастозностью и отеками, а у учащихся также к значитель­ному снижению иммунитета. Вместе с углеводами пищи вводят и ви­тамины С, А и группы В.

Жировой обмен у ребенка

     Основная функция жира энергетическая; 1 г жира при окислении дает вдвое больше калорий, чем 1 г белков или углеводов. Однако жиры необходимы человеку не только для покрытия энергетических затрат. Они входят в состав клеток организма, прини­мают участие в обмене веществ, обеспечивают нормальное состояние иммунитета. В организме жир отлагается в виде запасных депо пол кожей, в сальнике, в мышечной ткани, вокруг некоторых органов, расхо­дуется при недостаточном питании. Жировая ткань защищает внутрен­ние органы от внешних травм, от потери внутреннего тепла. Жир, выде­ляемый сальными железами, предохраняет кожные покровы от высыхания. Отложения жира образуются не только за счет жиров, поступающих с пищей, но и в результате синтеза жиров из углеводов.  Суточная потребность в жирах и белках составляет у детей 5—7 лет 50—60 г и 8—12 лет 60—100 г.

     Важно также учитывать не только количество жира, но и его ка­чество как со стороны его полноценности, так и усвояемости. Наиболее полноценным жиром является сливочное масло. Вместе с жирами в организм вводят витамины Dи А.

Водный обмен у ребенка

     Водный обмен играет очень большую роль в нормальной жизнедеятельности организма, особенно детского. Вода необходима для нормальной деятельности всех органов, для поддержа­ния постоянного осмотического давления крови, она участвует в про­цессах теплорегуляции и, главное, весь обмен веществ, все химические реакции, происходящие в организме, могут осуществляться только в водной среде. Вода составляет в организме ребенка 80% веса всех тканей, а в организме взрослого 65%, причем большая часть воды, примерно 75%, находится в клетках и тканях и только 25% всей воды приходится на долю плазмы крови и лимфы. Вода поступает в организм в виде питья, в составе пищи и в небольших количествах образуется при химических процессах в самом организме. Циркуляция воды, т. е. вса­сывание в кишечнике, переход в кровь и лимфу, поступление в ткани и выведение воды через почки, кожу и легкие, у детей происходит значи­тельно быстрее, чем у взрослых. Считается, что каждая молекула воды, попавшая в организм ребенка, совершает циркуляцию 3—5 раз, пока не окажется выведенной из организма. Для тканей растущего организма характерна большая гидрофильность, степень которой определяется про­бой Мак Клюра.

    Количество воды, получаемое ребенком в сутки, с возрастом уве­личивается. Для ребенка 1—4 лет необходимо в сутки 800—950 мл, в 5—10 лет это количество возрастает до 1200—1350 мл. и к 14 годам до 1500 мл. При этом количество воды, потребляемое на 1 кг веса с уве­личением возраста уменьшается. Так, в первые две недели жизни необ­ходимо 150—200 мл воды, в 1—2 года—90—100 мл, в 12 лет—40 — 45 мл воды.

     Маленькие дети очень тяжело переносят недостаток воды. Увеличе­ние водных потерь (при лихорадке, перегреве) при их недостаточной компенсации может вызвать тяжелое состояние.

Минеральный обмен у ребенка

       В состав организма входят в тех или иных количествах многие химические элементы. Углерод, водород, азот, сера, фосфор входят в состав органических веществ клетки, в состав молекул белка и других веществ. Другие элементы, такие, как железо, входят в состав специфических жизненно важных веществ — гемоглоби­на, ферментов. Наконец, часть элементов образует неорганические, ми­неральные соединения, также необходимые для нормальной жизнедея­тельности организма. Достаточно указать на фосфорнокальциевые соли являющиеся необходимой составной частью костной ткани, на роль ионов Na+, С1- в поддержании нормального осмотического давления крови, роль Са++ в процессе свертывания крови, на соляную кислоту, выделяемую железами желудка и значение ионов К+ в процессах воз­буждения, а также фосфорных солей в обеспечении нормальной дея­тельности нервных клеток. Очень значительна роль минеральных ве­ществ в процессе внутреннего дыхания, так как железо входит в состав гемоглобина, а углекислые соли, растворенные в крови, осуществляют функцию переноса углекислого газа.

       Для растущего организма важен кальций,9% которого находит­ся в костях. Суточная потребность в кальции у грудных детей 0,15— 0,18 г, а для учащихся 1 г; относительное же его потребление (на 1 кг веса) больше всего на первом году жизни. Он необходим, как мы уже говорили, для роста костей, работы нервной системы, для свертывания крови, для активирования трипсина и т. д. Соли кальция всасываются в желудочно-кишечном тракте не полностью, поэтому в пище должно быть избыточное количество кальция.

      При рахите содержание кальция в крови не снижается, но умень­шается количество кальция в костях. Для правильного обмена кальция и его фиксации в костях необходимо прежде всего наличие витамина Dtа также витаминов группы В, нормальная деятельность желез внутрен­ней секреции и нервной системы.

      Фосфорвходит в состав молекул белка и имеется во всех тканях, однако больше всего его содержится в костной ткани (до 70% общего количества фосфора в организме). Он важен для нормального роста скелета, деятельности нервной системы. Фосфор содержится в сыворот­ке крови в количестве 5 мг%.

      Фосфорный обмен связан с кальциевым, так как наибольшее отло­жение фосфора происходит в виде фосфорнокислого кальция в костях.

       Натрий и хлор в отличие от других элементов, поступающих в организм с пищей, вводятся отдельно в виде неорганического соедине­ния—поваренной соли. Натрий необходим для процессов роста, при его отсутствии рост нарушается. Ионы натрия определяют в осмотическом давлении крови и тканевых жидкостей, участвуют в сохранении кислот­но-щелочного равновесия. Хлор, поступающий вместе с натрием, также играет роль в создании кислотно-щелочного равновесия и в желудоч­ном пищеварении.

        Очень важно для нормального развития организма железо, входя­щее в состав молекулы гемоглобина. Молоко бедно железом, но ребенок рождается с некоторым запасом железа, полученным от материнского организма. К 5—6 месяцам этот запас истощается и необходимо пополнять его, вводя железо с фруктами, а затем с овощами.

        Для нормального обмена веществ в организме ребенку необходимы витамины,являющиеся катализаторами целого ряда обменных про­цессов и входящие в состав некоторых ферментов. Особенно необходи­мы витамины для растущего детского организма.

       Витамины не вырабатываются в организме человека, а поступают с пищей либо в виде уже готовых активных витаминов, либо в виде провитаминов.

       Особенно важно достаточное поступление витаминов для растущего детского организма. Недостаточность или отсутствие витаминов вызыва­ет нарушение нормальных функций организма: заболевания гиповита­минозом или авитаминозом, специфическое для каждого вида витаминов.

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.