-
Категория: Физиологические основы охраны здоровья детей
-
Опубликовано: 13 сентября 2013
Обмен веществ и энергии ребенка
Особенности обмена веществ ребенка
Особенности обмена веществ ребенка определяются тем, что это обмен веществ растущего организма, т. е. организма, в котором процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции. Детскому организму приходится не только восстанавливать непрерывно расходуемые клеточные вещества, затрачивать энергию на жизненные процессы, восстанавливать часть погибающих через определенное время клеток организма (эритроциты, клетки кожи, слизистую оболочку эпителия и др.), как это необходимо организму взрослого человека, но и создавать значительное количество веществ и целых клеточных образований в растущих тканях. Чем меньше возраст ребенка, тем интенсивнее идут у него процессы роста и новообразования клеток, тем больше его обмен веществ отличается от обмена веществ взрослого человека. Кроме этого основного, определяющего отличия, имеется ряд важных особенностей детского организма, накладывающих отпечаток на характер обмена веществ. Это прежде всего постепенное становление регулирующей роли коры больших полушарий головного мозга в деятельности внутренних органов, трофических процессах в них (т. е. процессах обмена веществ).
Велика также роль гормонов эндокринных желез, главным образом гипофиза, важны особенности химического состава тканей детского организма, в частности то, что они богаты водой. Все эти отличия организма ребенка наиболее велики в первые годы жизни, а в школьный период качественные и количественные показатели обмена веществ ребенка постепенно начинают приближаться к уровню, характерному для взрослого организма.
Обмен энергии ребенка
Распределение расходования энергии организма маленького ребенка отличается меньшей затратой энергии на движения, незначительным специфически динамическим действием пищи, т. е. дополнительной затратой энергии на пищеварительные процессы, вызываемые принятием пищи, и значительной затратой энергии на рост.
Сильно меняются с возрастом не только распределение расхода энергии, но и величины основного обмена характеризующие интенсивность обмена веществ в организме. Величина основного обмена на 1 кг веса в течение суток у новорожденного равна 38—42 большим калориям, затем она начинает повышаться и достигает максимума к 2—3 годам, когда основной обмен на 1 кг веса равен 55—60 большим калориям, после чего снова снижается, достигая к 6—7 годам 42 больших калории, в 10—11 лет 38, в 12—13 лет 34 и у взрослого на 1 кг веса приходится 23 большие калории. Таким образом, расход энергии организма учащегося в l'/г—2 раза больше, чем организм взрослого.
Обмен белков у ребенка
Белки являются основными веществами всякого животного организма, живой клетки, живого вещества. Организм человека синтезирует специфические белки, из которых он строит клетки и ткани своего организма, из уже готовых аминокислот, поступающих с белками пищи, поэтому чрезвычайно важна, особенно для детского растущего организма, полноценная белковая пища (см. главу IX). При недостатке полноценных белков их можно компенсировать белковым разнообразием, так как отсутствие некоторых необходимых аминокислот в одном из пищевых веществ может восполняться их наличием в другом веществе. Необходимыми аминокислотами, которые не могут быть заменены другими или синтезированы в организме и обязательно должны быть введены с пищей, являются вален, лейцин, изолейцин, лизин, аргинин, метионин, тропин, фенилаланин, триптофан и гистидин. Обмен белков учитывается по количеству азота — необходимого элемента, входящего в молекулу белка. У взрослых наблюдается азотистое равновесие, т. е. количество азота, вводимое в организм с белками пищи, равно количеству азота, выводимого с мочой. Иначе говоря, количество усвояемого и разрушающегося белка одинаково. У детей имеется активный положительный азотистый баланс, так как усваивается белка больше, чем разрушается. Это связано с процессами роста, построением новых белковых молекул, составляющих основу клеток и тканей.
Недостаток или неполноценность белков пищи приводит к задержке роста и снижению иммунитета.
Углеводный обмен ребенка
Углеводы используются организмом в качестве источника энергии. Они имеют большое значение для теплообразования в качестве источника энергии мышечной работы. Количество сахара (глюкозы) натощак в крови у грудных детей равно 70—90 мг%, в возрасте 3—6 лет—80—100 мг, у учащихся количество сахара в крови приближается к уровню взрослых и в 10—14 лет оно составляет 95—120 мг%. Суточная потребность углеводов для детей от 5 до 7 лет 250—275 г, в возрасте 8—12 лет 300—350 г.
Углеводы должны составлять 40—50% числа калорий, получаемых спищей. Однако чрезмерное введение углеводов при недостатке белков и жиров может привести у маленьких детей к «мучному расстройству питания» с пастозностью и отеками, а у учащихся также к значительному снижению иммунитета. Вместе с углеводами пищи вводят и витамины С, А и группы В.
Жировой обмен у ребенка
Основная функция жира энергетическая; 1 г жира при окислении дает вдвое больше калорий, чем 1 г белков или углеводов. Однако жиры необходимы человеку не только для покрытия энергетических затрат. Они входят в состав клеток организма, принимают участие в обмене веществ, обеспечивают нормальное состояние иммунитета. В организме жир отлагается в виде запасных депо пол кожей, в сальнике, в мышечной ткани, вокруг некоторых органов, расходуется при недостаточном питании. Жировая ткань защищает внутренние органы от внешних травм, от потери внутреннего тепла. Жир, выделяемый сальными железами, предохраняет кожные покровы от высыхания. Отложения жира образуются не только за счет жиров, поступающих с пищей, но и в результате синтеза жиров из углеводов. Суточная потребность в жирах и белках составляет у детей 5—7 лет 50—60 г и 8—12 лет 60—100 г.
Важно также учитывать не только количество жира, но и его качество как со стороны его полноценности, так и усвояемости. Наиболее полноценным жиром является сливочное масло. Вместе с жирами в организм вводят витамины Dи А.
Водный обмен у ребенка
Водный обмен играет очень большую роль в нормальной жизнедеятельности организма, особенно детского. Вода необходима для нормальной деятельности всех органов, для поддержания постоянного осмотического давления крови, она участвует в процессах теплорегуляции и, главное, весь обмен веществ, все химические реакции, происходящие в организме, могут осуществляться только в водной среде. Вода составляет в организме ребенка 80% веса всех тканей, а в организме взрослого 65%, причем большая часть воды, примерно 75%, находится в клетках и тканях и только 25% всей воды приходится на долю плазмы крови и лимфы. Вода поступает в организм в виде питья, в составе пищи и в небольших количествах образуется при химических процессах в самом организме. Циркуляция воды, т. е. всасывание в кишечнике, переход в кровь и лимфу, поступление в ткани и выведение воды через почки, кожу и легкие, у детей происходит значительно быстрее, чем у взрослых. Считается, что каждая молекула воды, попавшая в организм ребенка, совершает циркуляцию 3—5 раз, пока не окажется выведенной из организма. Для тканей растущего организма характерна большая гидрофильность, степень которой определяется пробой Мак Клюра.
Количество воды, получаемое ребенком в сутки, с возрастом увеличивается. Для ребенка 1—4 лет необходимо в сутки 800—950 мл, в 5—10 лет это количество возрастает до 1200—1350 мл. и к 14 годам до 1500 мл. При этом количество воды, потребляемое на 1 кг веса с увеличением возраста уменьшается. Так, в первые две недели жизни необходимо 150—200 мл воды, в 1—2 года—90—100 мл, в 12 лет—40 — 45 мл воды.
Маленькие дети очень тяжело переносят недостаток воды. Увеличение водных потерь (при лихорадке, перегреве) при их недостаточной компенсации может вызвать тяжелое состояние.
Минеральный обмен у ребенка
В состав организма входят в тех или иных количествах многие химические элементы. Углерод, водород, азот, сера, фосфор входят в состав органических веществ клетки, в состав молекул белка и других веществ. Другие элементы, такие, как железо, входят в состав специфических жизненно важных веществ — гемоглобина, ферментов. Наконец, часть элементов образует неорганические, минеральные соединения, также необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Достаточно указать на фосфорнокальциевые соли являющиеся необходимой составной частью костной ткани, на роль ионов Na+, С1- в поддержании нормального осмотического давления крови, роль Са++ в процессе свертывания крови, на соляную кислоту, выделяемую железами желудка и значение ионов К+ в процессах возбуждения, а также фосфорных солей в обеспечении нормальной деятельности нервных клеток. Очень значительна роль минеральных веществ в процессе внутреннего дыхания, так как железо входит в состав гемоглобина, а углекислые соли, растворенные в крови, осуществляют функцию переноса углекислого газа.
Для растущего организма важен кальций,9% которого находится в костях. Суточная потребность в кальции у грудных детей 0,15— 0,18 г, а для учащихся 1 г; относительное же его потребление (на 1 кг веса) больше всего на первом году жизни. Он необходим, как мы уже говорили, для роста костей, работы нервной системы, для свертывания крови, для активирования трипсина и т. д. Соли кальция всасываются в желудочно-кишечном тракте не полностью, поэтому в пище должно быть избыточное количество кальция.
При рахите содержание кальция в крови не снижается, но уменьшается количество кальция в костях. Для правильного обмена кальция и его фиксации в костях необходимо прежде всего наличие витамина Dtа также витаминов группы В, нормальная деятельность желез внутренней секреции и нервной системы.
Фосфорвходит в состав молекул белка и имеется во всех тканях, однако больше всего его содержится в костной ткани (до 70% общего количества фосфора в организме). Он важен для нормального роста скелета, деятельности нервной системы. Фосфор содержится в сыворотке крови в количестве 5 мг%.
Фосфорный обмен связан с кальциевым, так как наибольшее отложение фосфора происходит в виде фосфорнокислого кальция в костях.
Натрий и хлор в отличие от других элементов, поступающих в организм с пищей, вводятся отдельно в виде неорганического соединения—поваренной соли. Натрий необходим для процессов роста, при его отсутствии рост нарушается. Ионы натрия определяют в осмотическом давлении крови и тканевых жидкостей, участвуют в сохранении кислотно-щелочного равновесия. Хлор, поступающий вместе с натрием, также играет роль в создании кислотно-щелочного равновесия и в желудочном пищеварении.
Очень важно для нормального развития организма железо, входящее в состав молекулы гемоглобина. Молоко бедно железом, но ребенок рождается с некоторым запасом железа, полученным от материнского организма. К 5—6 месяцам этот запас истощается и необходимо пополнять его, вводя железо с фруктами, а затем с овощами.
Для нормального обмена веществ в организме ребенку необходимы витамины,являющиеся катализаторами целого ряда обменных процессов и входящие в состав некоторых ферментов. Особенно необходимы витамины для растущего детского организма.
Витамины не вырабатываются в организме человека, а поступают с пищей либо в виде уже готовых активных витаминов, либо в виде провитаминов.
Особенно важно достаточное поступление витаминов для растущего детского организма. Недостаточность или отсутствие витаминов вызывает нарушение нормальных функций организма: заболевания гиповитаминозом или авитаминозом, специфическое для каждого вида витаминов.
-
Просмотров: 3565