Причины травм во время учебно-производственных занятий, на уроках труда и домоводства

      Травмы на уроках производственного обучения составля­ют около 5% всех случаев школьного травматизма.

      Свойственная большинству детей любознательность, отсутствие практического опыта, несоблюдение соответ­ствующих правил техники безопасности, шалости во вре­мя учебно-производственных занятий нередко приводят к различным повреждениям.

      В школьных мастерских каждому школьнику при­ходится иметь дело с разнообразными инструментами: зубилом, напильником, молотком, тисками, ручной пи­лой, лобзиком, ножницами, стамеской и др. Небрежное или неумелое пользование ими может привести к нес­частному случаю.

       Иногда в процессе производственного обучения ин­струменты используются не по их прямому назначению или они не соответствуют возрасту учащихся, в резуль­тате чего нарушается рабочая поза, изменяется точность движений и пр., что может привести к травмам.

      Очень важно привыкнуть всегда держать инструмен­ты в порядке, обращаться с ними бережно, правильно. Такая привычка обеспечит их сохранность и исправность, а также предохранит от ушибов и порезов.

      При выполнении работ с деревом и металлом учащи­еся должны быть знакомы как с общими, так и частны­ми правилами техники безопасности. В слесарной и сто­лярной мастерской на стенах должны быть развешаны плакаты с полным текстом правил. Это способствует закреплению у школьников знаний и правил техники без­опасности и постоянно напоминает о важности их вы­полнения.

      В школьных учебных мастерских и на каждом ра­бочем месте надо соблюдать порядок и чистоту, что яв­ляется одним из условий, снижающих у учащихся ко­личество возможных ушибов, ранений, засорений глаз и других травм.

     Перед началом работы на станках с подвижными частями следует застегнуть одежду (халат, куртку), за­сучить рукава или завязать манжеты, надеть нарукав­ники, спрятать концы галстука, убрать под косынку, берет или кепку длинные волосы, надеть предохрани­тельные очки, проверить исправность станка, безотказ­ность действия его пускового устройства, ограждения, тщательно закрепить обрабатываемую деталь, не наде­вать приводной ремень на шкивы электродвигателя или станка на ходу, при включеннном двигателе, не нала­живать, не смазывать и не протирать работающий ста­нок.

     При пользовании электрифицированным инстру­ментом запрещается подключать его к сети оголенными концами проводов и без правильно установленных ро­зеток, а также заменять сверла в электросверлильном станке, пилки в электролобзике и т. п. без предвари­тельного полного отключения инструмента от сети. Электрифицированным инструментом учащиеся мо­гут работать только с разрешения преподавателя, пос­ле получения соответствующего инструктажа и освое­ния инструмента.

      Образующиеся в процессе обработки деревянных или металлических деталей опилки сметают с верста­ков щеткой-сметкой, но ни в коем случае не сбрасывают рукой и не сдувают, так как при это можно занозить руку или засорить глаза.

      При отрезании заготовок от больших болванок пос­ледние необходимо поддерживать, чтобы неожиданное падение их не привело к ушибу или ранению ноги.

      Завинчивать или отвинчивать гайки можно только очищенным от масла гаечным ключом, с зевом, соответ­ствующим размеру гаек, болтов или винтов. Использо­вание замасленных гаечных ключей со сработанным зевом, а также наращивание ручки ключа отрезками металлических труб нередко приводит к травмам—ра­нениям, ушибам.

      Различные колющие и режущие предметы, приме­няемые на уроках домоводства, — ножницы, иголки, но­жи, вилки, остро отточенные карандаши и др. — при шалостях и неумелом обращении с ними могут причи­нить школьникам травмы. Некоторые считают преуве­личением говорить о несчастных случаях при шитье. Тем не менее маленькая, вроде бы безобидная иголка может стать причиной несчастья, если она каким-либо образом попадет в организм человека. Поэтому нельзя бросать иголку где попало, хранить ее лучше с ниткой, так она заметнее и ее легче отыскать. Каждый раз, на­чиная шить, необходимо пересчитать иголки и булавки. Окончив работу, следует проверить, все ли на месте, Недосчитались иголки — надо искать ее тут же, пока не забыли. Хорошо, если есть магнит или намагничен­ные ножницы, — ими легче подобрать с пола обронен­ные иглы и булавки. При работе не следует отвлекать­ся, так как игла может сломаться о слишком толстый шов или пуговицу.

      Умелого и осторожного обращения требует на уро­ках домоводства и швейная машина. Работая невнима­тельно, отвлекаясь от шитья разговорами или не гля­дя на место шва, легко проколоть палец, поддерживаю­щий ткань. При неумелом обращении со швейной ма­шиной может поломаться иголка, а ее отлетевший кон­чик иногда может попасть в глаз. Поэтому, прежде чем приняться за шитье, надо научиться правильно пользо­ваться швейной машиной. Перед работой следует про­верить, все ли в исправности. Если иголка поломалась, то необходимо, не откладывая, разыскать ее куски и выбросить их. Только после этого можно продолжать шить.Причины травм на уроках домоводства и труда

     Укол иголкой или булавкой — не такая уже безо­бидная вещь, как кажется. Ведь в организм при этом может попасть инфекция. Поэтому школьницам надо взять себе за правило при уколе иголкой или булавкой, даже самом незначительном, выдавить несколько ка­пель крови и смазать место укола и кожу вокруг раст­вором йода. Если в ранке остался кончик иголки, нужно немедленно обратиться к врачу.

     При шитье всегда приходится гладить. Перед тем как пользоваться электрическим утюгом, следует пред­варительно проверить исправность провода, убедиться в том, что на нем нет оголенных мест. Прикосновение к оголенному проводу включенного в сеть утюга может вызвать ожог и поражение электрическим током.

     Ни в коем случае нельзя вставлять вилку в штеп­сельную розетку мокрыми руками и дотрагиваться до нее, до токопроводящих частей электрического утюга и вилки после включения прибора.

     Нельзя стучать утюгом о стол, например, при раз­глаживании швов. От этого металлическая часть его расшатывается и электрический элемент может соеди­ниться с корпусом утюга, что опасно для жизни.

     Надо следить за тем, чтобы провод не касался утю­га: от этого может обгореть изоляция и провод ого­лится. Нельзя перегревать утюг, а перегретый — для охлаждения опускать в воду, так как при этом можно получить ожоги горячим паром. Утюг охлаждают, вык­лючив его и прогладив влажную тряпку.

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.