-
Категория: Нервная система ребенка
-
Опубликовано: 18 сентября 2013
Образование условнорефлекторной деятельности и речи у детей
Образование условных рефлексов со всех рецепторов начинается у здоровых детей с первых недель жизни. В дальнейшем создаются все более многообразные связи ребенка с окружающей средой.
Н. И. Красногорский, исследовавший условно-рефлекторную деятельность детей, отмечает, что образование условных связей у детей происходит легко и быстро, а условные рефлексы прочны.В отличие от высших животных у детей легко образуются условные связи при отставленном подкреплении (когда безусловный, например, пищевой, раздражитель не совпадает с условным, а дается на 3—5—10 и даже 20 минут позже), легко образуются вторичные, третичные условные рефлексы, когда подкреплением для вновь образуемого рефлекса служит не безусловный раздражитель, а уже ранее упроченный условный. Эти особенности высшей нервной деятельности ребенка и лежат в основе образования второй, присущей человеку сигнальной системы — речи.
Возникновение, осваивание слов — речевых сигналов — происходит по тем же законам, что и образование условно-рефлекторных реакций первой сигнальной системы.
Первые слова ребенок произносит во второй половине первого года жизни путем подражания. К 5—7 годам образование речи заканчивается, и ребенок свободно говорит на родном языке. В дальнейшем происходит условно-рефлекторное образование навыков чтения и письма (Н. И. Красногорский).
Первая сигнальная система у учащихся младшего возраста развита сильнее и имеет преобладающее значение в восприятии окружающей действительности. Лишь постепенно с дальнейшим развитием высших ассоциативных центров, развитием отвлеченного мышления и абстрактных представлений восприятие словесных сигналов становится более всеобъемлющим.
В лаборатории (А. Г. Иванова-Смоленского) проводились исследования связи первой и второй сигнальной системы: у учащихся вырабатывались условные рефлексы на звонок, а затем вместо звука звонка произносили слово «звонок». В большинстве случаев этот словесный раздражитель — сигнал, вызывал такую же условнорефлекторную реакцию, что и звук звонка. Изучалось и обратное взаимодействие двух сигнальных систем: вырабатывался условный рефлекс на слова «синий свет», а затем словесный сигнал заменялся светом синей лампы. Как правило, для детей реальный раздражитель — свет синей лампы, оказывался более сильным, чем слово. Это подтверждает необходимость при учебных занятиях с детьми, особенно первых классов, широко применять наглядные пособия.
При заболеваниях, ;утомлении, плохом питании замыкательная функция коры головного мозга ослабевает и ребенок начинает отставать в развитии.
Сложную задачу индивидуального подхода к ребенку, стоящую перед педагогом и школьным врачом, может несколько облегчить понимание типовых физиологических особенностей высшей нервной деятельности (И. П. Павлов и его сотрудники)
-
Просмотров: 2568