-
Категория: Физиологические основы охраны здоровья детей
-
Опубликовано: 12 сентября 2013
Сердечно-соудистая система ребенка
Сердце и сосуды в процессе роста и развития ребенка имеют свои анатомо-физиологические особенности, которые проявляются на их функциональной деятельности.
Сердце ребенка
Мышечная масса сердца, начиная с периода новорождения, постепенно увеличивается. Так, к 6—7 годам вес сердца увеличивается в 5—б раз, к 12—13 годам — в 7,5 раза, к 15—16 годам —в 10— 11 раз (табл. 11). При этом вес левого желудочка увеличивается в 13 раз, тогда как правого — в 7,5—8 раз.
В то же время относительный вес сердца на 1 кг веса постепенно уменьшается и достигает наименьшей величины в возрасте 10—11 лет.
Так, у новорожденных на 1 кг веса приходится 5,5 г сердечной мышцы, затем относительный вес сердца уменьшается к 10—11 годам до 3,89 г и затем снова увеличивается, достигая к 14—15 годам 4,4 г на 1 кг веса. Вес сердца мальчиков во все периоды превышает вес сердца девочек и только в период полового созревания вес сердца девочек на короткий период незначительно превышает вес сердца мальчиков.
Размеры сердца — его ширина, длина, толщина мышечной стенки — также увеличиваются с возрастом. Обычно рост сердца идет параллельно с увеличением роста тела (рис. 7). С увеличением массы сердечной мышцы увеличивается и абсолютный объем сердца: к 6—7 годам он составляет 90 мл, что превышает объем сердца у новорожденных в 4 раза; к 13—14 годам он составляет 130 мл, т. е. в 6 раз больше, тогда как у взрослых при весе тела 63,6 кг объем сердца достигает 280 мл, т. е. в 12—13 раз больше, чем у новорожденных.
Ударный (пульсовой) объемсердца (количество крови, выбрасываемой сердцем при одном сокращении) к 7—8 годам по сравнению с таковым у новорожденных увеличивается в 9—10 раз, к 12—13 годам—в 13—14 раз и к 14—15 годам — в 13—15 раз.
Минутный объем (количество крови, выбрасываемой сердцем в минуту) сердца также увеличивается с возрастом и возрастает к 7 годам по сравнению с таковым у новорожденного в 6—б'/г раз, к 11—-12 годам—в 7—8 раз, к 14—15 годам—в 9—10 раз. Наряду с минутным объемом сердца пропорционально возрастает и потребление кислорода: чем меньше возраст ребенка, тем больше он потребляет кислорода на 1 кг веса. Так, новорожденный потребляет 12 л кислорода на 1 кг веса, ребенок 7 лет — 6,4 л, 15 лет — 5 л кислорода.
Кровоснабжение сердца осуществляется коронарными сосудами, которые распадаются на огромную сеть сосудов, обильно снабжающих сердце кровью. Во время мышечной деятельности через сосуды сердца проходит значительно больше крови, чем в состоянии покоя, и тем больше, чем интенсивнее сердечная деятельность.
Мышцы сердца обладают возбудимостью, лабильностью, проводимостью, сократимостью. Возбудимость и лабильность сердечной мышцы значительно ниже, чем поперечнополосатых мышц, а проведение возбуждения и сокращения значительно медленнее. Сердце ребенка, как и взрослого, обладает автоматизмом.
Дифференцировка нервного аппарата сердца заканчивается к 10—12 годам. Иннервация сердца осуществляется блуждающим и симпатическим нервами: первый оказывает ослабляющее и замедляющее действие, второй — ускоряющее, усиливающее и трофическое действие. Блуждающий нерв включается в деятельность позже симпатического, чем частично объясняется большая частота сердечных сокращений у детей первого года жизни. Регуляция деятельности сердца и сосудов происходит при участии головного мозга. К. М. Быковым и его сотрудниками экспериментально было получено условнорефлекторное учащение пульса, изменение минутного объема сердца и сосудов.
Пульс у маленьких детей очень неустойчив, часто аритмичен, с 7— 8 лет становится более устойчивым, однако в период полового созревания у части подростков можно наблюдать значительное увеличение частоты пульса под влиянием физических и нервных напряжений. А. Ф. Тур на основании материалов различных авторов приводит следующие данные (табл. 12).
Артериальное кровяное давление тем ниже, чем меньше возраст ребенка. Так, по А. Б. Воловику, у новорожденных максимальное артериальное давление равно 70 мм рт. ст., и, постепенно повышаясь, к 7—8 годам достигает 99 мм, к 9—12 годам— 105 мм и к 13—15 годам—117 мм; соответственно минимальное давление у новорожденных равно 34 мм, в 7—8 лет—64 мм, в 9—12 лет—70 мм, в 13—15 лет — 73 мм. В. Н. Засухина приводит несколько иные данные для детей школьного возраста (табл. 13 и 14).
В состоянии покоя артериальное давление у одного и того же ребенка сохраняет значительное постоянство. Однако во время сна артериальное давление, как правило, снижается, а во время мышечной работы, при эмоциональных состояниях (смех, плач и др.), оно обычно повышается.
У мальчиков и девочек артериальное давление до 5 лет почти не различается, в последующие годы (от 5 до 9 лет) у мальчиков артериальное давление несколько выше, чем у девочек, а в возрасте 9—14 лет оно несколько выше у девочек. С наступлением периода полового созревания артериальное давление вновь становится у мальчиков несколько выше, чем у девочек.
Артерии у детей значительно шире, чем у взрослых, с увеличением возраста становятся значительно уже вены, наоборот, в младшем возрасте относительно узки, но с увеличением возраста становятся шире; просвет капилляров у детей относительно шире, чем у взрослых; просвет артерий по отношению к массе сердца и величине его полости с возрастом уменьшается. Так, относительный просвет сосудов к 18 годам по отношению к таковому у новорожденных уменьшается в 3 1/2 раза. Относительное сужение просвета сосудов заставляет преодолевать все большие препятствия и развивать значительную механическую силу с тем, чтобы протолкнуть в артерии необходимое количество крови, что и вызывает повышение артериального кровяного давления.
Амплитуда пульса (пульсовое давление) — разница между максимальным и минимальным артериальным давлением равняется приблизительно: у новорожденных 42 мм рт. ст., в возрасте 1 года 40 мм. рт. ст., в 6—7 лет 44 мм рт. ст., в 9—10 лет 43 мм рт. ст., в 14—15 лет 52 мм рт. ст. (А. Ф. Тур).
Давление в капиллярах у детей всегда остается одинаковым и колеблется в пределах 8—9 мм рт. ст. Скорость кругооборота крови у детей быстрее, чему взрослых. У новорожденных она составляет 12 секунд, в возрасте 14 лет— 18 секунд, у взрослых — 22 секунды (Фирорд).
Расположение сердца в грудной клетке и границы сердечной тупости у детей в различном возрасте неодинаковы (табл. 16 и рис. 9).
Электрокардиография
Электрокардиографияявляется весьма ценным методом для выявления функционального состояния сердца, который за последние годы получил широкое распространение.
Этот метод позволяет путем графической регистрации электрических потенциалов, возникающих в сердечной мышце при ее работе, исследовать такие физиологические ее свойства, как автоматизм, возбудимость, проводимость. В сердце, как и во всякой другой возбудимой ткани, участок, находящийся в возбужденном состоянии, становится электроотрицательным по отношению к участкам, находящимся в состоянии покоя. Возникающие при этом вследствие разности потенциалов электрические токи с напряжением в тысячные доли вольт можно уловить с помощью специального аппарата электрокардиографа,который регистрирует их в виде кривой (электрокардиограммы) с характерными зубцами (волнами и интервалами).
Для записи электрокардиограммы токи сердца отводят от поверхности тела двумя электродами (соединенными с электрокардиографом), который накладывают на разные участки тела. Способ наложения электродов называется отведением. Обычными отведениями являются:
- отведение — электроды накладывают на правое и левое предплечье;
- отведение —на правое предплечье и левую голень; III отведение — на левое предплечье и левую голень.
Кроме этих обязательных трех отведений, часто применяются так называемые грудные отведения, при которых один электрод помещают на правое предплечье, а другой — последовательно на различные точки грудной клетки в области сердца. Комбинации различных отведений позволяют получить более углубленное представление об электрических явлениях, возникающих в различных отделах сердечной мышцы.
Электрокардиограмма является графическим изображением процессов возбуждения и восстановления, возникающих в сердечной мышце. Импульс, возникающий в синусовом узле, в первую очередь охватывает предсердие, он отражается на электрокардиограмме небольшой волной, обозначаемой буквой Р (рис. 10,а);в норме размеры ее не превышают 2,5 мм, а продолжительность не более 0,1 секунды. Через небольшой интервал импульс передается желудочкам, их возбуждение отображается комплексом из трех зубцов, обозначаемых QRS.Момент полного охвата возбуждением обоих желудочков регистрируется прямолинейным интервалом 5—Т, который постепенно переходит в волну Т, отражающую фазу восстановления миокарда. Вслед за волной Т наступает длительный интервал, затем весь цикл повторяется. Различают и типэлектрокардиограммы-— нормальный, правый и левый, в зависимости от их расположения к электрической оси сердца.
Электрокардиограмма у детей значительно отличается от таковой у взрослых и имеет различные возрастные особенности. Для детей всех возрастов характерно:
1) своеобразное отношение величины зубцов R и S;
2) наличие глубокого зубца Q, который часто превышает 1/4 величины зубцаRв третьем отведении, а иногда и во втором;
3) увеличение зубца Т с увеличением возраста,
4) наличие зазубрин в комплексе QRS и др.
У детей школьного возраста (рис.10, б) особенности электрокардиограммы выражены меньше, чем у детей ранних возрастов. Эти особенности характеризуются следующим. Зубец Р невысок, отношение его к зубцуR в первых двух отведениях равно 1 : 10 или 1 : 8; зубец Q встречается реже и величина его меньше, чем у детей более ранних возрастов, однако в ряде случаев он может быть глубоким и в третьем отведении может превышать 1/4 зубцаR отношение зубцов R и S приближается к таковым у взрослых; часто можно наблюдать зазубренный комплекс QRS,особенно в третьем отведении; зубец Т во всех отведениях положительный, хорошо выражен; -интервал Р—Q и комплекс QRS больше, чем у детей более ранних возрастов; длительность отрезка Q—T колеблется в пределах 0,28—0,39 секунды, а систолический показатель равен 37—55%; тип электрокардиограммы у большинства детей этого возраста нормальный, правый тип встречается у 1/3,а левый — у 1/6 детей.
Электрокардиограмма подростков (рис.10,в)близка к электрокардиограмме взрослых.
Фонокардиография
Сравнительно новой методикой объективного исследования сердечно-сосудистой деятельности является фонокардиография. Фонограмма представляет собой графическую регистрацию звуковых явлений, возникающих в сердце (тоны, шумы). Механические колебания, возникающие на поверхности грудной клетки вследствие работы сердца, преобразуются в аппарате в электрические, которые записываются на движущейся пленке или на бумаге. При работе сердца возникают колебания различной частоты и силы, и человеческое ухо способно воспринять только часть этих колебаний, фонокардиограмма же фиксирует те звуковые явления, которые ухом не улавливаются. Высота звука определяется количеством колебаний, зарегистрированных в единицу времени, и выражается в герцах (1 гц. равен одному колебанию в секунду). Запись фонокардиограммы проводят в тех точках грудной клетки, в которых обычно производится аускультация. Записывается фонограмма в разной частотности (низкая до 50 гц. средняя 50—200 гц. высокая 200 гц. и выше). Запись фонограммы проводят параллельно с записью электрокардиограммы.
Тоны сердца записывают в виде зубцов различной амплитуды и частоты. Первый тон регистрируется в виде группы колебаний; начинается он 2—3 зубцами небольшой амплитуды (предсердный комплекс), затем идет группа осцилляций больших размеров (закрытых атриовентрикулярных и открытых аортальных) и заканчивается 2—3 колебаниями небольшой амплитуды и низкой частоты.
Первая часть первого тона предсердия, иногда отсутствует и запись начинается прямо с высоких осцилляций. Первый тон возникает на фонограмме через 0,02—0,05 секунды от начала зубца Q электрокардиограммы. Общая протяженность первого тона 0,08—0,14 секунды. Второй гон записывается в виде группы колебаний более высокой амплитуды в начале (аортальный компонент) и несколько меньшей в конце (легочный компонент). Начало второго тона фонограммы совпадает с окончанием зубца Т на электрокардиограмме или возникает через 0,02—0,03 секунды после его окончания. Длительность второго тона 0,08—0,1 секунды. Максимальная осцилляция второго тона равна 6—15 НМ.
Ряд авторов (М. К- Осколкова, А. И. Кузнецов и др.) указывают, что больше чем у половины вполне здоровых детей на фонокардиограмме обнаруживается третий тон. Он регистрируется через 0,11 — 0,18 секунды после второго тона и состоит из 2—5 небольших осцилляций.
При анализе фонограмм здоровых детей у 32% отмечается расщепление первого тона и у 59% второго тона. Расщепление тона в сердце на фонограмме чаще встречается у детей дошкольного возраста и у учащихся старших классов (М. К. Осколкова).
Кроме тонов, на фонограмме записываются сердечные шумы. Шумы фиксируются на фонограмме различно: по форме, длительности, амплитуде, по месту регистрации. Общеизвестно, что у здоровых детей школьного возраста нередко прослушивается систолический шум. На материале Г. А. Фокеева у 75% здоровых детей на фонограмме, снятой в пятой точке или во втором межреберье слева, записывается систолический шум небольшой амплитуды ромбовидной или веретенообразной формы.
При патологических изменениях клапанов или мышцы сердца фиксируются различные шумы.
Наиболее важным в работе школьного врача является определение функционального или органического характера шума. А. В. Долгополова и А. И. Пименов предлагают следующую диагностическую схему.
Фонокардиография является очень ценным объективным методом, но для полной и правильной оценки состояния сердечно-сосудистой системы полученные данные должны обязательно сопоставляться с данными клинического обследования и электрокардиограммы.
Сердце ребенка отличается от сердца взрослого большей выносливостью и работоспособностью, оно обладает относительно большей массой; артерии, особенно капилляры, имеют больший просвет, что облегчает циркуляцию и позволяет пропускать в единицу времени большее, чем у взрослых, количество крови. Кроме того, кругооборот крови совершается быстрее; это позволяет обеспечивать поступление к органам и тканям большего количества питательных веществ, гормонов, кислорода и таким образом своевременно удовлетворять потребность в них быстро растущих органов и тканей. Большое значение имеет меньшая, чем у взрослых, изношенность сердца, отсутствие поражений его хро- ническими инфекциями и интоксикациями. Жизненно важная роль, которую выполняет сердце в организме, заставляет с самого раннего возраста принимать все меры к тому, чтобы сохранить нормальную его функцию.
Новый раздел туризм и отдых на Саламандре.
-
Просмотров: 7176