Режим внеклассных и внешкольных занятий 

       Познавательная деятельность учащегося не ограничивается учебными школьными занятиями. Его интересы шире и глубже. Окружающая жизнь наталкивает ребенка на новые искания, любознательность его неограниченна. Для обеспечения этих естественных потребностей ребенка имеется специальная сеть внешкольных учреждений и в самой школе создаются специальные кружки и секции, в которых дети занимаются в свободное время. Кроме того, во внеучебное время дети участвуют в работе пионерских и комсомольских организаций, дающих детям первичные навыки общественно-политической деятельности.

       Виды внешкольной деятельности многообразны: дети занимаются в предметных кружках по различным разделам учебного курса (физике, химии, биологии и др.); в художественных (пения, рисования, драматическом и литературном, музыкальном), в секциях физической культуры и спорта.

      Кроме того, дети посещают кино, театры, выставки, музеи; занимаются самостоятельно чтением художественной литературы, посещают библиотеки и читальни. С большим увлечением учащиеся старших классов занимаются такими видами спорта, как плавание, гребля, хождение на лыжах и пр.

       В зависимости от сезонов года меняются виды внешкольной деятельности. Занятия, проводимые в школе, следует нормировать по времени  и по длительности. Каждый может заниматься не более чем в двух кружках и не более 2—3 часов в неделю. При занятиях в кружке после 45 минут должен быть сделан перерыв в 10—15 минут. Занятия в кружках при школе или в районных домах пионеров, технических станциях и пр. должны проводиться только после того, как дети приготовили уроки (дома или в школе-интернате) и получили полдник.

       К видам внеклассных занятий относится также общественная работа, на которую отводится от 2 до 5 часов в неделю.

     В режим дня обязательно входит помощь взрослым и работа по самообслуживанию в семье (от 30 минут до 1 часа ежедневно).

      Внеклассные и внешкольные занятия выбираются детьми в соответствии с их индивидуальными наклонностями и во многих случаях способствуют началу творческого развития природных способностей. Нередко при выборе занятий имеет место подражание товарищам или внушение как со стороны родителей, так и товарищей. Между тем не все виды внешкольных занятий посильны детям по возрасту, по уровню физического развития и состоянию здоровья. Особенно это относится к занятиям по спорту и туризму, в специальных спортивных школах.

      Недаром в них ежегодно имеет место большой отсев учащихся. Режим во внеучебное время, т. е. во время каникул, имеет также свои особенности, связанные с круглосуточным пребыванием в семье, с интересами к общественной и трудовой деятельности взрослых, со знакомством с жизнью и природой своего города, края, с его природными богатствами, памятниками истории и культуры и с жаждой удовлетворения своих индивидуальных желаний, которые в учебные месяцы года неосуществимы. Условия жизни и желания детей настолько разнообразны, что они не могут уложиться в какие-нибудь «типовые нормы». Однако общие гигиенические требования к режиму учащихся во время каникул должны полностью сохраняться.

       Еженедельный отдых в выходной день, осенние, зимние и весенние каникулы должны быть полностью насыщены занятиями, противоположными школьным. В основные задачи этих перерывов входит переключение на виды активной деятельности, дающее возможность полного отдыха тем участкам коры головного мозга, которые находились в напряженном состоянии в учебное время; усиление активной мышечной деятельности, наиболее полное использование свежего воздуха, поднятие эмоционального тонуса детей и удовлетворение их индивидуальных интересов и наклонностей. Поэтому наряду с требованиями сохранения порядка и длительности проведения основных режимных моментов, обеспечивающих здоровое развитие (сон, питание, оздоровительные процедуры), рекомендуются такие виды занятий, как посещение кино, театров, цирка, участие в кружках художественной самодеятельности, экскурсии, прогулки, походы, все виды спорта в соответствии с возрастным развитием детей и др. Наряду с этим должна быть посильная помощь семье, участие в жизни семьи, в организации и проведении праздников и других видов развлечений.

         Во время зимних каникул весьма целесообразно организовать выезд детей в зимние пионерские лагери, широко организуемые в последние годы на базе стационарных пионерских лагерей и в санаториях и домах отдыха для взрослых. В них в течение 2 недель дети находятся в условиях, наиболее способствующих укреплению здоровья: максимальное пребывание на свежем воздухе, занятия спортом, лыжи, коньки, походы для ознакомления с жизнью и культурой края; по вечерам — кино, самодеятельность, чтение, эстафеты и другие культурные развлечения. Разумеется, что не снижаются требования к организации сна и питания. В летний период времени вся жизнь детей организуется на основе удовлетворения потребностей в активной деятельности.

        Дети преобретают много новых знаний и навыков в условиях пребывания в пионерских лагерях, на юннатских станциях,в парках культуры и отдыха, на стадионах и водных станциях, в походах и экскурсиях и путем участия в трудовой жизни взрослых в разных отраслях городского и сельского хозяйства, на передовых стройках и т. д. Все занятия проводятся на свежем воздухе и, следовательно, способствуют укреплению здоровья и развитию детей. Полное переключение на другие виды занятий в летнее время и оздоровительное влияние природных факторов способствуют тому, что темпы физического развития детей в весенне-летние месяцы выше, чем в осенне-зимние, и многие отклонения в развитии нормализуются к периоду возвращения их в школу. 

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.