Предмет и задачи эпидемиологии

Предмет и задачи эпидемиологии

       Эпидемиология есть наука об объективных закономерностях, лежащих в основе возникновения, распространения и прекращения инфекционных болезней в человеческом коллективе, и методах профилактики и ликвидации этих болезней.

        Объективными эти закономерности являются потому, что они существуют объективно в человеческом обществе и зависят от классовой структуры общества, уровня развития народного хозяйства, материальной обеспеченности и культуры населения.

       Эпидемиология выявляет эти объективные закономерности и раскрывает определяющие связи, которые могут привести к возникновению и распространению инфекционных болезней. Она разрабатывает также пути и средства к недопущению возникновения или к прекращению распространения заразных болезней, если они возникнут, и, наконец, к полной ликвидации самой возможности возникновения заразных болезней.

       Старые общепринятые определения эпидемиологии как науки нельзя считать точными. В. А. Башенин в «Курсе общей эпидемиологии» (1936) пишет: «Эпидемиология — наука об эпидемиях; она изучает причины возникновения эпидемий, законы их развития, условия затухания и вырабатывает меры борьбы с эпидемическими болезнями». Л. В. Громашевский в своем учебнике (1941) дает следующее определение эпидемиологии: «Эпидемиология — наука (учение) об эпидемиях, или, вернее, о закономерностях эпидемического процесса».

         Как приведенные здесь, так и другие определения представляют собой пересказ более подробного определения, данного Д. К. Заболотным: «Эпидемиология, или наука об эпидемиях, занимается изучением причин возникновения и развития эпидемий, выясняет условия, благоприятствующие их распространению, и намечает способы борьбы с ними, основанные на данных науки и практики»

        Это наиболее удачное определение было дано Д. К. Заболотным в то время, когда здравоохранение нашей страны только что вышло победителем в борьбе с пандемией сыпного тифа и начало строить систему государственных мер по борьбе с эпидемиями. Данная историческая обстановка и обусловила известные недостатки определения Д. К. Заболотного, которых не заметили позднейшие авторы.  Дело в том, что понятие эпидемии предполагает массовое распространение инфекционных болезней среди населения на той или иной территории. Поэтому во всех определениях эпидемиологии указывается на необходимость изучения причин возникновения и распространения эпидемий. На самом же деле советского эпидемиолога интересует не только возникновение эпидемий, но и условия возникновения единичных заболеваний, которые могут послужить начальной причиной эпидемии. Так, например, в настоящее время брюшной тиф в нашей стране, как правило, встречается в виде единичных заболеваний, но их необходимо изучать с неменьшим вниманием, чем крупнейшие вспышки прошлых лет. Больше того, изучать закономерности возникновения единичных заболеваний брюшным тифом труднее, чем закономерности возникновения и развития эпидемий. Между тем только в результате глубокого изучения закономерностей, обеспечивающих сохранение в природе брюшнотифозной палочки как вида, в современных условиях  

         Ввиду новых задач предметом изучения эпидемиологии как науки ныне является не эпидемия, а процесс возникновения, распространения и прекращения инфекционных болезней в человеческом коллективе как в виде единичных спорадических случаев, так и в виде массовых заболеваний — эпидемии.

Метод эпидемиологии

        Основным методом научного исследования в эпидемиологии является метод наблюдения. Эпидемиологи наблюдают явления, которые происходят в человеческом коллективе в связи с возникновением и распространением инфекционных болезней. Но эпидемиолог, наблюдая явления в человеческом обществе, лишен возможности экспериментально воспроизвести их. В этом основная трудность эпидемиологического исследования. Даже при повторении аналогичные явления не являются аутентичными, точно совпадающими,— они имеют черты сходства и различия.

           Именно поэтому эпидемиолог должен хорошо владеть своим основным научным методом, чтобы при наблюдении не упустить, не просмотреть существенных черт наблюдаемого явления.

 Эпидемиологическое наблюдение — это весьма сложный метод исследования.  

Эпидемиологическое наблюдение в себя включает

а) эпидемиологическое обследование заболевания с целью выявления причин возникновения его и условий, благоприятствующих распространению заразного начала; обследование начинается с опроса больного и окружающих его, затем производится санитарный осмотр бытовой обстановки (а в некоторых случаях выясняются и условия труда), берется материал для лабораторных исследований;

б) разнообразные микробиологические и санитарно-химические анализы с целью уточнения диагноза или выявления путей распространения инфекции;

в) энтомологические :и паразитологические исследования с целью установления видов членистоногих, участвующих в переносе заразного начала, а также зоологические исследования при определенных заболеваниях для выявления видов грызунов, способных сохранять инфекцию в природе и передавать ее человеку.

        Таков главный научный метод эпидемиологии, но он не единственный. Эпидемиолог при изучении своего предмета не может ограничиться методом наблюдения. При сравнительно-историческом описании эпидемиологических явлений он обязательно и неизбежно прибегает к статистическому анализу их. Статистическая обработка собранного материала дает возможность сравнить данное явление с аналогичными явлениями, наблюдавшимися ранее.

        В эпидемиологии применяется также экспериментальный метод. Конечно, эпидемический процесс искусственно в эксперименте воспроизвести нельзя. Но детали его, некоторые стороны противоэпидемических и профилактических мероприятий нуждаются в экспериментальном изучении.

Экспериментальный метод эпидемиологии в себя включает

1) опыты на животных с целью проверки новых профилактических и лечебных средств;

2) проверка эффективности новых инсектицидов, а также средств дезинфекции и дератизации;

3) проверка на людях эффективности новых вакцин, лечебных и других препаратов, а также отдельных профилактических мероприятий;

4) эпизоотологические опыты по выявлению некоторых сторон эпизоотического процесса.

         Эпидемиология широко использует данные смежных наук: микробиологии, разрабатывающей лабораторные методы диагностики инфекционных заболеваний и индикации патогенных микробов в окружающей человека среде, изучающей биологические и патогенные свойства возбудителей и т. д.; иммунологии, выявляющей закономерности иммунитета и разрабатывающей методы специфической профилактики и лечения; паразитологии, изучающей экологию живых переносчиков инфекции и их участие в распространении заболеваний, и ряда других наук.

        Очень большое значение для эпидемиологии имеет наука о клиническом течении инфекционных заболеваний, изучающая пути выделения возбудителя из организма больного, эффективность методов и средств обезвреживания возбудителя в организме. Знание клиники обеспечивает точный и ранний диагноз заболевания.

       Теснейшая связь существует между эпидемиологией и гигиеной, так как последняя разрабатывает и применяет на практике широкие оздоровительные мероприятия, опираясь на данные эпидемиологической науки.

        Эпидемиология тесно связана также с другими медицинскими дисциплинами, так как отдельные инфекционные болезни изучаются этими дисциплинами — хирургией (столбняк, газовая гангрена), офтальмологией (трахома), дерматологией (грибковые заболевания) и др. 

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.