Причины травм во время занятий Физической культурой и спортом

    Под школьным спортивным травматизмом подразуме­ваются повреждения, полученные учащимися во время занятий (организованных и неорганизованных) физи­ческой культурой и спортом. Около 65—70% происшест­вий приходится на спорт неорганизованный. Выявлена закономерность: число несчастных случаев увеличива­ется начиная с 7-летнего возраста с отчетливым пиком в 12—14 лет.

   Во время уроков физкультуры больше всего травм происходит на занятиях гимнастикой (55%), реже — легкой атлетикой (23%). Во время спортивных игр школьники получают травмы в 8% случаев. На другие виды занятий физкультурой и спортом приходится 14% повреждений.

    По данным врачей, из всех детей, получивших травмы в школе во время занятий физкультурой и спор­том, 35% учащихся нуждались в стационарном лечении, что свидетельствует о тяжести этого вида травм.

    Установлено, что мальчики получают травмы в два раза чаще, чем девочки.

    Причиной травм во время занятий физкультурой в спортзалах бывают скользкий пол, острые углы и выс­тупы помещений, неогражденные батареи центрального отопления.

    Во время занятий гимнастикой для многих школь­ников невыносимо долгое сидение на скамейке и пас­сивное наблюдение за работающими на спортивных сна­рядах товарищами. Поэтому начинаются шалости, воз­ня, толчки, подножки, которые и приводят порой к тя­желым повреждениям.

    Анализ несчастных случаев при занятиях на спор­тивных снарядах показал, что травмы произошли при выполнении гимнастических упражнений на брусьях в 16%, прыжках через «козла» — в 17%, при выполнении заданий на турнике, буме, кольцах -в 16% и при дру­гих видах упражнений — в 51% случаев.

    Очень важно, чтобы у школьников был выработан прочный навык четкого, правильного подхода к спор­тивным снарядам и умения правильно отойти от них после выполнения упражнений, правильного приземле­ния при опорных прыжках, соскоках со снарядов, фик­сирования исходных положений перед выполнением за­дания.

    Весьма важным фактором предупреждения травм является самостраховка в момент неудачного выполне­ния гимнастического упражнения. Каждый учащийся должен хорошо понять цель и ход упражнения и знать основные приемы самостраховки.

     Довольно часто неудачное выполнение упражнений порождает у школьников, особенно младших классов, отрицательные эмоции и страх, что может быть причи­ной последующих падений и ударов о спортивные сна­ряды, причем негативная реакция и страх могут воз­никнуть не только в результате собственной неудачи, но и при виде ошибки и травмы у товарища.

     При занятиях физкультурой и спортом необходима отлично подогнанная одежда для детей и обувь, поскольку детская обувь и одежда несоответствующих возрасту ребенка размеров могут быть причиной различных повреждений. Обувь не должна стеснять стопу, она должна соответствовать форме ноги, быть легкой и удобной. Ношение слишком просторной спортивной обу­ви нередко ведет к образованию потертостей, мозолей. Тесная обувь нарушает нормальное кровообращение, теплоотдачу, а в зимнее время может быть причиной отморожений. Как в одежде, так и в спортивной обуви следует из­бегать различных металлических включений (застежки, пряжки и пр.), которые могут быть причиной всякого рода повреждений.Причины травматизма на уроках физ-ра

    Хорошая разминка перед началом выполнения фи­зических упражнений снижает возможность получения травм.

     При занятиях легкой атлетикой дефекты грунта бе­говых дорожек, секторов для прыжков и метаний (ямы, рытвины, бугры, недостаточное, взрыхление, посторон­ние предметы и пр.) могут служить причиной травм.

     Во время прыжков в высоту или длину у учащихся возможны травмы стопы и голеностопного сустава в момент толчка, при неудачном приземлении.

     В процессе бега на короткие дистанции, при резких и быстрых движениях ног может случиться растяжение мышц и связок суставов нижних конечностей.

     Довольно часто причиной травм является недостаточ­ная физическая подготовка школьников.

     При игре в волейбол основной причиной травм яв­ляется недостаточный уровень техники выполнения раз­личных элементов игры, таких, как подача и прием мя­ча, его блокирование и др. Немаловажную роль nrpaei состояние игровой площадки. Во время игры в волейбол наиболее часты повреж­дения верхних конечностей, особено пальцев рук, — пе­реломы, вывихи фаланг пальцев. Реже случаются уши­бы грудной клетки и головы. Для предупреждения травм применяются специаль­ные наколенники, налокотники, голеностопники.

     Кожаная обувь для игры в волейбол или баскетбол в зале не подходит. Из резиновой обуви предпочтитель­нее кеды и полукеды, исключающие скольжение.

     В процессе игры в баскетбол у школьников могут произойти травмы нижних конечностей, повреждение пальцев рук (вывихи, переломы и пр.).

     Хорошее знание правил игры всеми занимающимися способствует снижению числа случаев травматизма.

     Цвет одежды у игроков команд-соперниц во избе­жание столкновений должен быть различный.

     В общей структуре школьного спортивного травма­тизма повреждения при играх в футбол и хоккей зани­мают значительное место, к примеру перелом шейки бедра, реабилитация после чего занимает большой промежуток времени. Среди всех случаев травм, полученных школьниками во время спортивных игр, бо­лее половины приходится на футбол. В последние годы частота хоккейных травм у школьников катастрофически возрастает. Это —раны и ушибы лица, повреждения зу­бов, челюстей, глаз, носящие часто серьезный характер.

     Основные причины спортивных травм при этих иг­рах — неудовлетворительное состояние игровых площа­док, нарушение правил игры, применение грубых и опас­ных приемов.

     Увеличивается число несчастных случаев у школьни­ков при катании на коньках, в 6% случаев требуется срочная госпитализация. Травмы в основном возникают по обстоятельствам и причинам, зависящим от поведе­ния пострадавших.

     Каждый должен помнить, что кататься можно толь­ко при хорошем состоянии льда. Необходимо проводить систематическую разъяснительную работу среди учащих­ся о правильном пользовании катками и мерах безопас­ности катания.

    Катание на коньках по тонкому льду озер или рек может стать причиной несчастных случаев.

    Во время лыжной подготовки немало травм и особен­но отморожений случается при неблагоприятных метео­рологических условиях, а также при неудачном выборе места для занятий. Следует помнить, что нельзя катать­ся на лыжах в той местности, где имеются заборы, ямы, проволока и пр.

    Случаются очень тяжелые травмы живота и глаз, когда школьники наталкиваются на лыжные палки, выс­тавленные вперед. 

    Многолетний опыт изучения травматизма у школьни­ков показывает, что зодоровье и благополучие их зависят от них самих, а взрослые и старшие товарищи призваны помочь им в накоплении опыта общения с окружающим миром.

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.