Шум и вибрация при обучении
Автор: Admin-
Опубликовано: 13 октября 2013
Шум и вибрация при обучении
В промышленности очень многие профессии связаны с воздействием шума. Шумы, как известно, состоят из беспорядочного сочетания звуков. Человеческий слух улавливает звуковые колебания от 16 до 20 000 гц (герц равен одному колебанию в секунду). Громкость звука измеряется децибелами.
Шум оказывает воздействие не только на орган слуха человека, но и на весь его организм. В первую очередь шум вызывает нарушение деятельности коры головного мозга, сказывающееся в утомлении, общей слабости и падении работоспособности. Рядом авторов обнаружены нарушения в вегетативной нервной системе. Изменяется ритм сердечной деятельности, уровень артериального давления, возникают нарушения в координации движений.
Особенно сильное действие шум оказывает на орган слуха, воспринимающий это раздражение. Повреждение органа слуха зависит от громкости, частоты, постоянства и индивидуальной чувствительности органа слуха к шуму.
Различают общую вибрацию, когда по причине сотрясения пола, площадки вибрации подвергается весь организм. Такие сотрясения присущи профессиям водителей транспорта, ткацких цехов, строительных профессий и др. При применении ручного, особенно пневматического, инструмента работающий испытывает так называемую местную вибрацию.
За последние годы проведено много исследований влияния вибрации на работающих (Е. Ц. Андреева-Галанина, 3. М. Бутковская, Э. Л. Дрогичина, А. В. Гринберг, М. Л. Хаимович и др.). Установлено, что как местная, так и обшая вибрация оказывают общее влияние на организм.
Большое количество наблюдений позволило Е. Ц. Андреевой-Галаниной разработать нормативы предельно допустимых амплитуд вибрации, послуживших основанием для их нормирования (табл. 34). Чувствительность подростков к шуму и вибрации выше, чем у взрослых.
У учащихся 9-го класса, проходивших производственную практику в металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности в условиях высоких уровней громкости шума (100 дб и выше), после 1—2 часов работы порог слуховой чувствительности повышался, но сравнительно быстро возвращался к исходным данным, а после 3 часов работы восстановление не наступает даже после часового перерыва (Е. А. Тимохина). Такое наблюдение заставляет настораживаться, так как воздействие шумового фактора на организм не ограничивается слуховым анализатором; ни один орган и ни одна система человека не остаются индифферентными к влиянию шума. Параллельно с повышением порога слуховой чувствительности наблюдалось увеличение латентного периода двигательной реакции на световой и звуковой раздражители, а также снижение работоспособности учащихся. Эти наблюдения указывают на нарушение нормальной корковой динамики, на развитие торможения в коре головного мозга и слуховом анализаторе под влиянием чрезмерного шумового воздействия.
Высокие уровни громкости шума в сочетании с неблагоприятными метеорологическими условиями усугубляют воздействие шума. Так, в ткацких цехах, где на учащихся одновременно неблагоприятно действуют высокая температура (25°), влажность воздуха (75%) и высокие уровни звукового давления (90—100 дб), приспособление учащихся к таким условиям работы в ткацком цехе наступает лишь на 2-м году обучения — в 11-м классе (Л. А. Леонова).
Материал представлен сайтом http://www.historays.ru
-
Просмотров: 3325