Организация борьбы с гельминтозами у детей

      Борьба с гельминтозами является составной частью оздоровительных мероприятий, проводимых органами здравоохраненияОрганизация борьбы с гельминтозами у детей систематически в плановом порядке. В них принимают участие врачи всех детских учреждений, в том числе и школьный врач.

    В школах ежегодно проводятся массовые обследования детей на гельминты. Перед началом дегельминтизации проводится разъяснительная работа с детьми, особенно с учащимися старших классов, с педагогами и родителями — беседы, лекции, демонстрации паразитов, встречающихся в данной местности; выпускается специальный номер стенной газеты. Особенно большое внимание должно быть уделено собиранию материала для анализа.

      В назначенный заранее день учащиеся приносят для анализа кал, положенный в коробочку или баночку и тщательно завернутый в бумагу. Такой пакет тотчас при приходе в школу они сдают медицинской сестре и полученный материал в тот же день направляют в лабораторию поликлиники или санитарно-эпидемиологической станции.

      Получив ответ из лаборатории, школьный врач организует дегельминтизацию. Ему приходится иметь дело с лечением аскаридоза и энтеробиоза. При выявлении других гельминтов — трихоцефалеза, тениоза—учащихся направляют в больницу или глистогонный стационар, так как лечить эти виды гельминтозов в условиях школы запрещается.

 

О нервных детях, умственном и физическом переутомлении

     Неврозами у детей дошкольного возраста называют нарушения функционального состояния нервной системы. Состояния повышенной детской нервности, как правило, обратимы. Устранение причин ее появления обеспечивается в комплексе общеоздоровительных мероприятий: закаливание, достаточное пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня. В этих условиях невротические состояния обычно ликвидируются.

Причины возникновения невротических состояний

     Основными причинами возникновения невротических состояний являются чаще всего интоксикация детского организма — наличие очагов хронической инфекции (хронический тонзиллит, кариозные зубы, аденоидные разращения), постоянное воздействие шума, особенно в крупных городах, конфликтные ситуации в семье, почти постоянное напряжение органов чувств (слуха, зрения), неправильное воспитание в семье ребенка (потакание его капризам, избалованность, изнеженность, отлучение от самостоятельности, отказ от приобретения трудовых навыков). В результате если вдруг не выполнить желание такого ребенка, его каприз, то это приводит к нервному срыву, а их учащение в конце концов к неврозу. Такие дети, поступив в школу, попадают в необычную среду, с трудом вживаются в коллектив, иногда очень болезненно переживают отлучение от семьи, дома, часто удручены пребыванием в школе.

     Для детей с неврозами характерен беспокойный сон, иногда прерывистый, быстрая физическая и умственная утомляемость, высокая степень раздражительности, неустойчивое настроение. Такие дети непоседливы, возбуждены. Они не могут сосредоточить внимание, легко отвлекаются, нередко жалуются на боли головные и в различных частях тела, органах, на потливость, головокружения, например при езде в транспорте. Эти жалобы усиливаются при волнениях. Для уменьшения степени выраженности невротических реакций, ликвидации их необходим тесный контакт родителей с врачом-невропатологом, рекомендации которого кладутся в основу лечения. Прежде всего следует ликвидировать хронические очаги инфекции, строго соблюдать режим дня. Длительно, на несколько недель ребенку назначают успокаивающие нервную систему препараты валерианы или пустырника. Медикаментозные средства самостоятельно давать ребенку запрещается, можно применять лишь те лекарства, которые назначены врачом-невропатологом.

     Очень характерна для детей дошкольного возраста быстрая утомляемость, физическая и умственная, обусловленная физиологическими особенностями детского организма. Повышение устойчивости детского организма к факторам, приводящим к частой утомляемости, целесообразно начинать уже за год-полтора до поступления ребенка в школу.

     Физическая и умственная утомляемость сказывается отрицательно на восприятии учебного материала в школе, качество обучения в значительной мере снижается, успеваемость ухудшается. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо воспитывать хорошую работоспособность будущего школьника в комплексе медицинских и педагогических мероприятий, о которых далее пойдет речь.

    Специалистами по физиологии детского возраста установлен факт зависимости работоспособности ребенка от степени гармоничности его развития. Физическая работоспособность в достаточной мере обеспечивается нормальным физиологическим развитием ребенка. Конечно, физически дети развиваются неодинаково, строго индивидуально и в дошкольном возрасте. При пропорциональном развитии со свойственным воз-расту нормальным соотношением роста и. массы тела (веса) мышечная сила выше в сравнении с теми детьми, у которых рост в значительной степени опережает массу тела. Вот почему дошкольникам высокого роста рекомендуются физические упражнения, направленные на усиление развития мышечной системы, что достигается подбором соответствующих физических упражнений, более подвижных игр. Таким детям следует строго выполнять режим дня, совершать постоянно удлиняющиеся по расстоянию прогулки, выполнять физические упражнения, направленные на развитие координации движений, чувства равновесия и ориентирования в пространстве, ловкости и быстроты реакции. При выборе комплекса физических упражнений и двигательных игр учитываются, конечно, состояние здоровья ребенка, физическая подготовленность его, индивидуальные особенности. Правильно организованная и хорошо подобранная двигательная активность доставляет детям радость, удовольствие в умении ловко делать то или иное упражнение. Без этого у детей не появляется интерес к физическим упражнениям, играм. Это относится и к привитию трудовых навыков. А полученные еще в дошкольном возрасте навыки у детей сделают успешными выполнение более сложных трудовых действий, занятий физической культурой в школе. Такая двигательная активность хорошо тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Известно, что после физической нагрузки обычно учащаются пульс и дыхательные движения, а у тренированного ребенка учащение дыхания и пульса выражено слабее и исчезает быстрее, что является признаком выносливости.

     У детей с избыточной массой тела (полнота, ожирение) выносливость и работоспособность значительно снижены по сравнению с детьми, у которых соотношение массы тела (веса) и роста соответствует возрастным нормативам. Поэтому выполнение физкультурных упражнений, подвижные игры вызывают у них быстрое физическое утомление (сердцебиение, одышку, неприятные ощущения в мышцах). При этом утомление у детей с ожирением снимается более медленно, также долго восстанавливается работоспособность. Такие дети испытывают трудности от достаточно продолжительных занятий в школе.

    Почему уделяется так много внимания двигательной активности ребенка дошкольного возраста? Ответ может быть только однозначным: надо приучить ребенка к физической культуре, чтобы двигательная активность с малых лет стала повседневной физиологической потребностью человека. И это поможет предупредить развитие физического переутомления в школе. В настоящее время в связи с изменившимися условиями труда и быта людей одной из основных проблем сохранения их здоровья является преодоление гиподинамии, то есть недостаточной двигательной активности, приводящей к ожирению, предрасполагающей к заболеваниям сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной и других систем. Основной формой развития двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Не следует родителям забывать и о физкультурном движении — различных кружках, группах общей физической подготовки, секциях при добровольных спортивных обществах.

     Допуск дошкольников к занятиям в спортивных секциях осуществляется только с разрешения детского врача, после тщательного обследования в поликлинике. В противном случае значительные по интенсивности физические упражнения, спортивные тренировки вызовут перегрузку организма ребенка с тяжелыми последствиями для него. Двигательная активность ребенка дошкольного возраста должна стимулироваться с учетом индивидуальных особенностей его организма, показателей физического развития, функционального состояния внутренних органов.

    Рассмотрим теперь вопросы об умственной работоспособности ребенка и об умственном переутомлении в дошкольном возрасте.

     В связи с наблюдающимся явлением акселерации — ускорением физического развития детей всех возрастов — возник вопрос и о скорости их умственного развития. Действительно, осуществляется ли умственное развитие в данном случае одновременно с физическим или оно отстает? Результаты исследования детей школьного возраста показывают, что среди школьников с ускоренным физическим развитием в 88 % случаев развиваются соответственно быстро и умственные способности, в то время как среди детей с обычными темпами физического развития только в 44 % случаев. У детей дошкольного возраста подобной закономерности установить не удалось, но у детей 5—6 лет с ускоренным физическим развитием отмечено наличие более развитой памяти, выявлены больший объем знаний, выраженный интерес к окружающей среде. Однако, как и у остальных детей со средними показателями физического развития, снижение умственной работоспособности наступает довольно быстро. При этом нарушается прежде всего их внимание: они отвлекаются, смотрят по сторонам, при чтении или беседах с ними задают вопросы, не относящиеся к теме разговора.

    Исследования показывают, что при напряженной умственной деятельности количество сокращений сердца увеличивается, умеренно повышается артериальное давление. Это свидетельствует о тесной взаимосвязи функции центральной нервной и сердечно-сосудистой систем: даже незначительные отклонения в этой взаимосвязи приводят к умственному утомлению, результатом которого является снижение работоспособности.

     Тренировка умственной работоспособности в этом возрасте, а тем самым и профилактика утомляемости детей в школе достигается постепенным увеличением информации для них в течение последних двух лет перед поступлением в школу (чтение книг, устные рассказы, прослушивание детских радиопередач и т. д.). Вместе с тем обращается серьезное внимание на укрепление здоровья и функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, чему способствуют систематические занятия физкультурой соответственно возрасту (утренняя гимнастика, оздоровительный бег, подвижные игры, особенно на свежем воздухе, прогулки в любую погоду, короткие пешие походы, катание на лыжах, санках), чередование умственных и физических нагрузок, овладение трудовыми навыками, строгое соблюдение режима дня.

     Здоровый, хорошо тренированный, физически развитый, с определенными трудовыми навыками ребенок дошкольного возраста хорошо адаптируется к школьной обстановке и без каких-либо трудностей овладевает школьной программой обучения.

    Хотелось бы еще раз обратить внимание родителей на элементы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Нередко, особенно когда в семье только один ребенок, об этом забывают, стремятся освободить его от всех дел и занятий, которые он может выполнить самостоятельно, например, аккуратно сложить свою одежду, убрать постель. Приобщение к труду способствует воспитанию воли, принятию самостоятельных решений, преодолению трудностей, что так нужно при обучении в школе и в жизни.


Читайте также : njkenpo.com.

 

Борьба с хроническими очагами инфекций у детей

      Все, о чем здесь говорилось, касалось здорового ребенка. Залог успеха в обеспечении здоровья дошкольника в очень ответственный для него период подготовки к школе кроется в хорошем контакте семьи и участкового детского врача, семьи и поликлиники, родителей и воспитателей детских садов.

Причины хронических заболеваний у детей

    Многие родители на приеме у врача жалуются: мой сын (или моя дочь) часто болеет; несколько дней ходит в детский сад, а неделю-две лечится дома, чаще всего от ОРВИ (острые инфекции дыхательных путей). Некоторые из них просят лекарства, которые помогли бы ребенку обрести здоровье. Из бесед с такими родителями выясняют, что ребенок не делает утреннюю зарядку, не дружит с водой, малоподвижен и часто очень тепло одет, «чтобы не заболеть». Вместе с тем в последние полтора-два десятилетия увеличилась распространенность среди детей дошкольного возраста, проживающих в городах, таких заболеваний, как тонзиллит, аденоидит. Это объясняется более частыми вирусными болезнями верхних дыхательных путей, которые ослабляют общие и местные (органы носоглотки)защитные механизмы детского организма. Кроме того, распространение вирусных заболеваний в городских условиях происходит гораздо быстрее вследствие большой плотности населения.

    Другой причиной увеличения вышеуказанных заболеваний является загрязненность воздуха в городах выхлопными газами автомобилей, выбросами индустриальных предприятий, городской пылью. Эти примеси в воздухе, попадая при дыхании в носоглотку, постоянно раздражают слизистую оболочку, а так же ткань миндалин и аденоидов, способствуя возникновению бактериального воспаления в них.

Хронические очаговые поражения органов носоглотки

    Нередко в этих условиях поражения носоглотки приобретают затяжное хроническое течение, хотя дети ведут обычный образ жизни: посещают детские учреждения (детские ясли, 

Тонзиллит у ребенка

сады), сохраняют подвижность в играх, свойственную для этого возраста, то есть считаются практически здоровыми. Но в наше время не все детские придерживаются санитарно-эпидемиологических норм и правил, не смотря на постоянный надзор со стороны Роспотребнадзора.

     Наличие хронических очаговых поражений органов носоглотки нередко приводит к появлению воспаления в близлежащих тканях, органах, например в придаточных пазухах носа, к заболеваниям внутренних органов — сердца, почек, желчных путей и др. Кроме того, в хронических очагах инфекции постоянно находятся микроорганизмы, продукты жизнедеятельности которых вызывают интоксикацию— отравление организма ребенка. Вследствие этого повышается утомляемость ребенка, снижается его физическая и умственная работоспособность. Вот почему важнейшим мероприятием по оздоровлению ребенка перед его поступлением в школу является ликвидация очагов инфекции в носоглотке. С этой целью своевременно проводят осмотр в поликлинике у специалиста по ЛОР-заболеваниям, получают его рекомендации.

Лечение тонзилита у ребенка

    Существует два метода лечения тонзиллита у детей: консервативный и оперативный (удаление миндалин) в зависимости от формы заболевания. Удаление миндалин производится лишь при частых обострениях(чаще двух раз в год) хронического тонзиллита, выраженных признаках интоксикации: если длительно держится температура .(в пределах 37,5 градуса),снижается аппетит, повышается утомляемость, появляется вялость. В остальных случаях осуществляется консервативное лечение: промывание миндалин, воздействие ультразвуком, ультрафиолетовым облучением, УВЧ, ингаляциями с помощью антибактериальных средств. Все эти методы проводятся в поликлинике. В домашних условиях рекомендуются систематические полоскания ротовой полости дезинфицирующими растворами фурациллина, соды (для растворения гнойных пробок в миндалинах), отварами и настоями лекарственных трав (календулы, ромашки, шалфея). Полоскания проводятся ежедневно с наступлением холодной погоды — по 2—3 недели подряд (с 10—12-дневными интервалами) .

    Профилактика тонзиллита у детей осуществляется проведением общегигиенических мероприятий: закаливание, полноценное питание по возрасту, соблюдение чистоты комнаты, где находится постоянно ребенок, выезды за город на летний период, в выходные дни. Бытующее среди родителей мнение о том, что удаление миндалин приносит вред здоровью, в частности, половому развитию детей, совершенно необоснованно. Аденоидные разращения II—III степени подлежат обязательному удалению, так как, затрудняя носовое дыхание, они постепенно приводят к отставанию умственного и физического развития.

Кариес зубов ребенка, причины, лечение, профилактика

     Другим весьма распространенным видом очаговой инфекции в организме ребенка является кариес зубов — болезненный процесс, сопровождающийся разрушением твердых тканей 

Кариес у ребенка

зубов с образованием в них полостей. Кариес зубов широко распространен в дошкольном возрасте, но чаще встречается у городских детей. Распространенность его зависит от климато-географической зоны проживания детей, химических свойств питьевой воды, особенностей в условиях жизни, в характере питания. Число пораженных кариесом зубов детей колеблется в весьма широких пределах от 56,5 до 100 % в различных районах. Можно считать, что к появлению кариеса зубов в дошкольном возрасте приводят нарушения формирования зачатков зубов во внутриутробном развитии плода вследствие заболеваний матери во время беременности, в частности нарушений обмена веществ. Риск создают увлечение различными лекарствами в этот период и токсикозы беременности.

      Неполноценное, назначенное не по возрасту питание ребенка, несоблюдение правил гигиены его ротовой полости, тяжелые детские заболевания (инфекционные, рахит, дистрофия, гиповитаминозы) сказываются на состоянии зубов, ведут к появлению кариеса. Как известно, у детей до 5—7 лет имеются молочные зубы, которые затем сменяются постоянными. Кариес молочных зубов развивается быстрее, чем постоянных. Поэтому разрушение молочных зубов и образование полости в них происходят в короткие сроки. В полости кариозных зубов находится различная бактериальная флора, включающая и болезнетворную, вследствие чего в желудок с пищей, слюной постоянно попадает большое количество бактерий. Такое постоянное инфицирование желудочно-кишечного тракта вызывает снижение аппетита, угнетение секреторной функции желудка. Как и любая очаговая инфекция, кариозные зубы оказывают существенное влияние и на общее состояние ребенка, могут приводить к возникновению заболеваний внутренних органов. В период подготовки детей к школе оздоровлению (санации)зубов уделяется много внимания. К моменту поступления в школу все кариозные зубы должны быть санированы.

      Профилактика кариеса зубов начинается еще до рождения. Правильно протекающая беременность у здоровой женщины обеспечивает нормальное развитие плода — формирование зачатков внутренних органов, в том числе зубов. Сбалансированное полноценное питание беременной женщины, кормящей матери, правильное вскармливание ребенка первого года жизни и рациональное питание его в дальнейшем являются важнейшими факторами предупреждения кариеса зубов. Способствует устранению главных вызывающих кариес факторов соблюдение гигиены полости рта. Прежде всего удаление мягкого налета на зубах, остатков пищи в межзубных промежутках и у шеек зубов. Зубной налет удаляется с помощью зубной щетки в процессе чистки зубов. Для удаления остатков пищи из межзубных промежутков движения зубной щетки должны быть вертикальными — вдоль оси зуба. Длительность чистки зубов 2—3 минуты. Для чистки зубов следует употреблять специальные детские зубные пасты. После каждого приема пищи рекомендуется тщательное полоскание ротовой полости теплой водой для удаления остатков пищи. В этом суть профилактики кариеса зубов как хронического очага инфекции.

     И в конце всего выше сказанного, хотелось бы отметить, что врачи всего мира рекомендуют пройти полное обследование организма. Вегето-резонансное тестирование появилось в конце ХХ века. Данный метод обследования позволяет определить имеющиеся проблемы в работе внутренних органов, скрытые проблемы, отягощение вирусами и бактериями.
Любому современному человеку необходимо полное обследование организма, так как нынешняя агрессивная среда, в которой мы живем, способствует развитию многих инфекционных заболеваний.
Иммунная система современного человека плохо справляется с постоянными неблагоприятными воздействиями, возникают сбои защитной системы организма, появляются заболевания, которые часто становятся хроническими из-за того, что не всегда их удается вовремя диагностировать инструментальным путем.
Зачастую современная медицина сталкивается с проблемами заболеваний на том этапе, когда их лечение требует значительных усилий и денежных затрат, иногда вылечить болезнь становится уже невозможным.
Поэтому вега-тест приходит на помощь и позволяет выявить болезнь в самом зачатке, когда с ней еще легко бороться, и тогда лечение проходит эффективно.

 

Профилактика нарушений зрения у ребенка

Профилактика нарушений зрения у ребенка

        По мере роста и развития ребенка постоянно увеличивается физиологическая нагрузка на орган зрения. Перед поступлением в школу большинство детей знают буквы, некоторые читают по слогам. Книга занимает значительное место в жизни ребенка: он рассматривает иллюстрации — картинки на страницах, стремится узнать буквы, цифры. Все это требует хорошего зрения. С первых дней общения ребенка с книгой следует приучать его к соблюдению элементарных правил гигиены зрения, требований достаточной освещенности, чтения сидя за столом или в жест-ком кресле, положив книгу прямо перед собой. Попытки читать в постели, особенно в положении лежа, должны с самого начала пресекаться.

       Именно нарушение перечисленных правил нередко приводит к расстройствам зрения, например близорукости. Близорукий человек способен хорошо видеть рассматриваемый предмет только на близком расстоянии. Другое название этого расстройства зрения— миопия связано с тем, что близорукий прищуривает глаза, чтобы лучше разглядеть отдаленный предмет. Оптическая сущность близорукости (миопии) состоит в том, что параллельные лучи света, попадающие в глаз, после преломления фокусируются не на сетчатке глаза, а впереди нее.

Причины близорукости у детей

      В настоящее время основной причиной близорукости считают слабость цилиарной мышцы глаза и в связи с этим недостаточность аккомодации. Развитие близорукости зависит от условий в которых используется зрение. Она сопровождается постепенным снижением остроты зрения, у детей приводит к развитию косоглазия. Появляются неприятные ощущения, головные боли. Несомненно такие явления влияют и на общее состояние детей, на их развитие. Надо своевременно обратиться к врачу-окулисту, носить выписанные им очки, чтобы исправить расстройство зрения, предупредить прогрессирование близорукости. Если лечение близорукости полностью зависит от врача, то предупреждение ее во многом определяется соблюдением гигиены зрения в домашних условиях, в детских садах и, следовательно, зависит от родителей и персонала детских учреждений. Важнейшим принципом гигиены зрения является рациональное освещение: достаточная освещенность помещения, где находится, играет, проводит длительное время ребенок. Это касается интенсивности и равномерности освещения. При слабой освещенности орган зрения работает напряженно, наступает его утомление, а слишком интенсивное освещение вызывает ослепленность. Не рекомендуется излишне близкое приближение предмета занятий к глазам, особенно с сильным наклоном головы вперед-вниз. Для обеспечения функционального комфорта глаз, предупреждающего их утомление, необходим оптимальный подбор окружающей ребенка световой гаммы, рисунков, картинок, раскраски различных игр.

Но как же избежать нарушения зрения у ребенка?

     Доказано, что наиболее благоприятными для зрения являются малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (желто-зелено-голубые). При длительной работе ребенка дошкольного возраста с книгой, альбомами, картинками и другими предметами, требующими напряженного использования органа зрения, необходимо через каждые 30—40 минут делать10-минутные перерывы. Обращается внимание на посадку при таких занятиях: она должна быть прямой, удобной, обеспечивающей не только хорошее обозрение предмета, но и нормальную функцию дыхания и кровообращения. Для предупреждения утомления органа зрения следует создавать благоприятную эмоциональную обстановку, в частности, устранить резкие цветовые контрасты, быструю смену сильной и слабой освещенности, появление ослепляющих бликов на поверхностях. В этом отношении (неблагоприятным фактором для детей является длительное пребывание у телевизора. В некоторых семьях бытует постоянный просмотр передач, а, пользуясь бесконтрольностью со стороны взрослых, дети могут часами смотреть самые различные, нужные и ненужные для них программы. Ребенок, проводящий свое детство у телевизора, не становится образованнее. У него не только утомляется орган зрения, нервная система в целом, но он отвыкает от труда, теряет непосредственную связь с окружающей действительностью, природой. Эта связь осуществляется им условно, через призму действующих в телевизионной передаче лиц, а самостоятельная критическая оценка действительности, различных жизненных ситуаций не развивается. Отлучать от телевизора ребенка не следует, но ограничить его пребывание у телеприемника просмотром детских программ в пределах до полутора-двухчасов в день необходимо. Перед поступлением в школу целесообразно показать ребенка офтальмологу с целью проверки состояния органа зрения, особенно в тех случаях, когда появляются какие-либо жалобы на нарушения его функции: боль, снижение остроты зрения,мелькание «мушек» в глазах.

Как укрепить здоровье дошкольника

       Когда рассматривают подготовленность детей дошкольного возраста к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, имеют в виду такие факторы, как холод, жара, инфекционные болезни, различные физические и химические воздействия.

       Как уже говорилось, с каждым годом по мере развития ребенка совершенствуются физиологические механизмы его организма, направленные на обеспечение приспособляемости к постоянно изменяющимся условиям жизни, и необходимо лишь регулировать эту приспособляемость, направлять. К таким мероприятиям относятся профилактические прививки для предупреждения инфекционных заболеваний, закаливание для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий.

       Для предупреждения инфекционных заболеваний у детей раннего и дошкольного возраста проводятся различные прививки. В основном профилактические прививки назначаются против полиомиелита, кори, дифтерии, столбняка, коклюша. Первичные прививки(вакцинация) начинаются в младшем детском возрасте — в первые два года жизни. Однако для поддержания хорошего иммунитета, то есть невосприимчивости к таким инфекциям, в дошкольном возрасте проводится дополнительное введение вакцин —ревакцинация. Родителям следует помнить о том, что ревакцинация необходима для сохранения высокой степени невосприимчивости к основным детским инфекционным заболеваниям. Календарь профилактических прививок составлен с учетом особенностей детского организма, чтобы избежать после прививочных реакций. Нарушение его приводит к недостаточности выработанного иммунитета против той или иной инфекции.

Как предупредить детский травматизм

     Особое место в обеспечении хорошего состояния здоровья детей дошкольного возраста занимает предупреждение травматизма. Диапазон исходов различных видов травм чрезвычайно широк: от незначительных местных повреждений различных органов и тканей до глубокой инвалидности и даже смерти.

    Любая травма в период подготовки ребенка к школе нарушает состояние его здоровья, создает дополнительные трудности в осуществлении программы этой подготовки. Предупреждение детского травматизма — задача сложная, и она может быть разрешена только комплекс-но и повсеместно, включая воспитание в семье, в детских учреждениях, на улицах, в местах отдыха детей, во время посещения зрелищных учреждений, магазинов — практически везде, где могут оказаться дети.

    Все мы радуемся быстрому развитию ребенка, особенно после того, как он начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, малыш получает неограниченную возможность знакомиться со всем тем, что его окружает, удовлетворять свое безграничное любопытство. Но именно незнание повреждающих факторов окружающей среды, обстановки, внезапно возникающих жизненных ситуаций в большинстве случаев создает предпосылки к возникновению несчастий — травм у ребенка.

   Характер получаемых ребенком травм во многом зависит от возраста. В первые 2—3 года жизни ребенок находится под наблюдением взрослых более тщательным, чем в последующие, предшкольные годы. С ослаблением внимания взрослых, увеличением подвижности, стремлением познать все незнакомое возрастает и травматизм детей, в частности, бытовой, уличный. Принято делить травмы детей на несколько групп: бытовые, уличные, в детских учреждениях, спортивные и прочие, включающие несчастные случаи.

   Бытовые травмы возникают, как правило, дома или во дворе во время игр, прогулок. Это наиболее частые травмы. Они составляют около 60 % всех травм. К ним относятся ушибы, раны, переломы костей, вывихи суставов, разрывы мышц, сухожилий, а также электротравмы, отравления, попадание в организм инородных тел. Уличные травмы составляют 23 % всех травм детей.

    В детских учреждениях дети получают травмы во время игр, в случайных падениях, в играх на открытых площадках. Спортивные травмы происходят в спортивных секциях, школах, кружках. Во время занятий могут быть падения, неудачные движения на тренировках. Среди прочих травм наиболее опасными являются утопления.

   По признаку тяжести травмы подразделяются на шесть степеней.

- Первая степень характеризуется легким ушибом, царапинами кожи, испугом, которые довольно быстро забываются и не требуют каких-либо лечебных мероприятий. Разумеется, речь идет о несложных травмах.

- При травмах второй степени требуется первая помощь обычными, домашними средствами, так называемая доврачебная помощь: смазывание царапины, ранки йодной настойкой, наложение бактерицидного пластыря, прохладный компресс и т. д.

- При травмах третьей степени уже необходима врачебная помощь поликлиники, т. е. амбулаторная.

- Травмы четвертой степени требуют лечения в стационарах-больницах. Обычно они излечимы.

- Результатом травм пятой степени, как правило, является инвалидность,

- а шестой — трагический исход, гибель ребенка.

   Статистические исследования детского травматизма свидетельствуют, что наиболее часто от травм погибают дети дошкольного возраста — около 40 %. Это случается при травмах головы с повреждением черепа, при травмах внутренних органов, ожогах, отравлениях, электротравмах, множественных травмах, утоплении.

   Конечно, каждая травма у ребенка дошкольного возраста требует принятия соответствующих ее степени тяжести лечебных мероприятий. Но основным фактором борьбы с детским травматизмом является его предупреждение.

   Причины детского травматизма должны знать все родители. Помогает посещение специальных лекций, прослушивание докладов, бесед, чтение научно-популярных брошюр и журналов, просмотр плакатов, кино- и диафильмов.Эти мероприятия с показом наглядного материала организуются в детских поликлиниках, в ДЭЗах, клубах, детских учреждениях органами ГАИ, милиции. Широкое обсуждение вопросов детского травматизма среди родителей, персонала детских садов, основанное на анализе произошедших несчастных случаев и тяжелых травм у детей, помогает в осуществлении их профилактики. В этом вопросе помогают ясность и гласность, а не стремление уберечься от неприятной по содержанию информации.

     Но если уже травма произошла, то необходимо уметь быстро оказать помощь ребенку в тех условиях, где она получена, а затем, если необходимо, доставить пострадавшего в

Шинирование при переломах

 больницу, где будет оказана квалифицированная врачебная помощь с последующей реабилитацией больного.

    Как известно, наиболее распространен бытовой травматизм в виде ушибов, ссадин, царапин, ран, растяжений связок, вывихов суставов, переломов костей. Эти травмы ребенок получает у себя дома, в квартире, на лестнице, во дворе, на игровых площадках около дома. Нарушение целостности кожи в виде царапин, ссадин и ран может сопровождаться попаданием на раненую поверхность различных бактерий и возникновением нагноения. Поэтому необходимо срочное обеззараживание поврежденных участков кожи. С этой целью такие участки кожи смазываются йодной настойкой, промываются перекисью водорода с последующим использованием стерильных бинтов или липкого пластыря для наложения повязки. Особенно неприятны раны, нанесенные осколками стекла, так как они более тяжело травмируют кожу. При таких повреждениях внимательно осматривают рану, удаляя замеченные осколки стекла, промывают ее мыльной теплой водой, смазывают йодной настойкой и накладывают стерильную повязку. В случае растяжений связок обеспечивается покой соответствующему суставу или повязкой либо наложением шины с целью обездвижения его.

   Основной принцип оказания первой помощи при переломах костей рук и ног — обездвижение травмированной конечности, фиксация костей в месте перелома для

 

 предупреждения возникновения осложнений: кровотечения, шока. Обездвижение и фиксация костей достигаются наложением шин, для которых используют любые подручные средства — палки, дощечки, листы плотного картона.Между поврежденной конечностью и шиной подкладывается мягкая подстилка, чтобы избежать сильного давления шины на мягкие ткани конечности.

При переломе пальцев кисть укладывается на шину или на косынку, а в ладонь помещают комок ваты или какой-нибудь скомканный

кусок ткани. Пальцы затемВосьмиобразная повязка при растяжении связок голенностопного сустава бинтуют.

При переломе костей предплечья шинами обездвиживают лучезапястный и локтевой суставы, а кисти придают ее обычное положение.

При переломе плечевой кости или костей в области локтевого сустава руку осторожно прибинтовывают к туловищу.

При переломе костей стопы или голени накладывают шины для обездвижения голеностопного и коленного сустава, а ногу держат в приподнятом положении.

При переломе бедра шинируют всю ногу, дают обезболивающее лекарство (анальгин, баралгин) и обильно поят ребенка теплым чаем.

     Главной задачей первой помощи при кровотечениях является немедленная остановка его, чтобы не вызвать обескровливания организма. Наиболее опасно кровотечение из поврежденного сосуда: артерии (кровь алая, пульсирующей струей) или вены (более темная). Несильное кровотечение из сосуда останавливается с помощью давящей повязки. Кровотечение же из крупного сосуда требует накладывания жгута выше места повреждения сосуда. Для жгута используются веревка, ремень, резиновая трубка и другой подручный материал. Жгут накладывается на период в пределах 2 часов, что обычно достаточно для доставки пострадавшего в больницу. Если жгут остается на более длительный срок, то его ослабляют на 5—10 секунд для восстановления кровоснабжения перетянутой конечности. Под жгут подкладывают толстый слой материи. Иногда кровотечение останавливают прижатием кровоточащего сосуда пальцем (например, на голове). Бытовые травмы часто возникают при падении ребенка. Особенно опасно падение с высоты, сопровождающееся, как правило, множественными травмами. Дети в возрасте первых трех лет часто падают навзничь или набок, с ушибом головы. В таких случаях нередко возникает сотрясение мозга различных степеней. Последствиями сотрясения могут быть головные боли, бессонница, вегетативные неврозы. Случаи таких падений детей можно предупредить, а последствия сделать менее опасными, если выравнивать игровые площадки, контролировать их игры, освобождать комнаты от лишних вещей и предметов, обучать детей

правильной ходьбе по лестницам, соблюдению осторожности при ходьбе и беге по неровной местности, лазании на деревья, заборы.

    Нельзя оставлять малышей одних в помещениях выше второго этажа, спускающихся вниз по лестнице при открытых окнах и форточках на лестничных клетках. Опасно и пользоваться качелями без присмотра взрослых.

Наконец, очень важным является обучение ребенка правильно падать — приемам правильного падения, обеспечивающим наименьший травматизм.

     К бытовому травматизму относятся и ожоги горячей жидкостью, пламенем от спичек, зажигалок, воспламенившихся веществ и предметов, нагревательных приборов, электрического тока. Кроме того, наблюдаются химические ожоги кожи и слизистых оболочек рта, пищевода, желудка щелочами, кислотами, уксусной эссенцией, веществами бытовой химии.

    Первая помощь при ожогах включает следующие мероприятия: охлаждение обожженной поверхности тела протиранием ее одеколоном, винным спиртом или струей холодной воды, прием дозы амидопирина для снятия боли, обильное питье. Обожженную поверхность тела прикрывают стерильной марлей, бинтом и проглаженной горячим утюгом хлопчатобумажной тканью. Необходима срочная эвакуация пострадавшего в ближайшую больницу. Последняя мера особенно необходима при химических ожогах. Запрещается вскрытие ожоговых пузырей и применение различных мазей и присыпок!

    Профилактика ожогов заключается в правильном хранении химических и воспламеняющихся веществ (включая спички, электронагревательные приборы) в недоступных для ребенка местах или под замком. Не следует оставлять детей одних в помещениях с включенными электронагревательными приборами, зажженными газовыми плитами. Не рекомендуются подвижные игры вблизи емкостей, наполненных горячей жидкостью, а также игрушки из горючих легковоспламеняющихся материалов.

     К несчастным случаям, нередко заканчивающимся гибелью ребенка, относятся отравления. Часто причиной является особенность поведения ребенка дошкольного возраста — любопытство, желание как можно ближе познакомиться с окружающим миром, обстановкой вокруг него. Будучи бесконтрольным, знакомство с «неведомым» миром обходится ребенку подчас дорогой ценой. В частности, знакомство с различными веществами. Так, например, привыкнув к вкусным витаминным препаратам, дети, найдя таблетки или шарики, хотят их попробовать: вкусно или невкусно. Как правило, обнаруженные вещества, таблетки бывают заключены в привлекательную упаковку. Тут и обнаруживается способность детей пробовать и даже есть совсем, казалось бы, несъедобные вещи, например гуталин, клей, пить чернила и т. д. Изведав подобное незнакомое вещество, продукты, являющиеся ядовитыми для человека, ребенок отравляется. Отравления составляют до 45 % всех несчастных случаев среди детей.

   Основной причиной отравлений детей до 5 лет является неправильное отношение к хранению веществ бытовой химии, лекарств, инсектицидов, едких щелочей, кислот, а также отсутствие порядка в квартире, способствующее доступности для детей источников отравлений. Родителям необходимо помнить, что ядовиты-ми для ребенка могут быть даже те, например, лекарства, которые употребляются взрослыми ежедневно в довольно больших дозах. В этом отношении совершенно прав известный детский хирург профессор С. Я- Долецкий, который считает, что безопасных лекарств для детей не существует.

    Основной мерой предупреждения отравлений является соблюдение порядка в доме, где есть ребенок дошкольного возраста. Обратите самое серьезное внимание на создание недоступности для ребенка продуктов бытовой химии и лекарств. Все они должны храниться в определенных местах, куда не может проникнуть ребенок.

    Отравления вызывают моющие средства, вещества ухода за мебелью, автомашиной, обувью, стеклянными и хрустальными изделиями, лаки, краски, политуры, удобрения, лекарства и др. Химизация сельского хозяйства, нашего быта наряду со многими положительными качествами при нарушении правил употребления и хранения веществ, при отсутствии культуры их применения чревата отравляющим действием.

    Знакомство с природой подчас также может обернуться бедой для ребенка. Люди, проживающие в городах, в отрыве от природы, оказавшись на лоне ее без знаний определенных правил поведения, могут получить отравления. Это относится и к детям, пробующим вкус незнакомых ягод, зеленых частей растений, собирающим грибы. Отравления ядовитыми грибами, беленой, волчьими ягодами, дурманом и другими растениями не относятся к категории редких и всегда очень опасны. Об этом нельзя забывать при выезде с детьми за город в летнее время.

     При внезапном появлении вялости, рвоты, бледности или, наоборот, резкого покраснения лица, возбуждения либо выраженной сонливости, судорог, схваткообразных болевых ощущений в животе необходимо прежде всего исключить отравление. В каждом случае подозрения на отравление необходимо вызвать врача или доставить ребенка в ближайшее медицинское учреждение, включая фельдшерский пункт. Если это занимает много времени, то предварительно следует промыть желудок теплой слегка подсоленной водой, а затем предпринять все меры к эвакуации пострадавшего в больницу.

    Уличный,и в частности транспортный, травматизм сопровождается особенно тяжелыми последствиями. Так, например, травматизм,связанный с автотранспортом, в 30 % случаев оканчивается гибелью ребенка. Насыщенность городов из года в год автомобильным и другими видами транспорта растет. Вместе с тем возрастает и количество транспортных уличных травм среди детей. Несомненно, что наибольшую опасность транспорт представляет для свободно и самостоятельно передвигающихся по улицам детей школьного возраста. Но не меньшую опасность представляет транспорт и для ребенка дошкольного возраста. Поэтому правилам поведения на улицах следует обучать уже после 3-летнего возраста. В трагедии транспортного травматизма три действующих лица: ребенок, родители и водитель транспортного средства. В связи с этим необходимо напомнить читателям о тех знаках дорожного движения, которые должны знать дети дошкольного возраста. Обучение детей правилам поведения проводится на специальных игровых площадках, организуемых в детских садах, парках, при ДЭЗах, на которых проводятся игры по организации дорожного движения.

     К большой, а иногда непоправимой беде приводит недисциплинированность родителей с детьми на улицах и дорогах. Наиболее частыми нарушениями, совершаемыми детьми дошкольного возраста, которые приводят к несчастьям — наездам транспортного средства, являются переход ребенком улицы в непредназначенном месте, внезапное появление его на проезжей части улицы во время игр, переход улицы с обходом стоящего транспорта спереди (например, остановившегося на остановке автобуса, троллейбуса), переход улицы перед близко идущим транспортом, езда на велосипеде по проезжей части улицы, даже в непосредственной близости от тротуара. В предупреждении таких зачастую непоправимых ошибок ведущая роль принадлежит родителям. Прежде всего, находясь с ребенком на улице, они сами должны строго придерживаться правил поведения, правил дорожного движения, так как они являются его участниками.

    Велик авторитет родителей для ребенка. И если они строго соблюдают эти правила, то ребенок, подражая им, легко запоминает азбуку передвижения по улицам.  

    Переход улицы осуществляется только по переходам: надземным или подземным либо в специально обозначенных местах (дорожный знак, пешеходная «зебра», светофор с пешеходным табло).

    Переходя улицу, не следует отпускать от себя ребенка. Лучше держать его за руку. Во время перехода проезжей части улицы (дороги) необходимо закреплять элементарные навыки: ребенку напоминают о том, что прежде чем переходить улицу, нужно осмотреться кругом и, убедившись в безопасности, пересечь ее, строго соблюдая сигналы светофора или регулировщика. Если дети становятся очевидцами нарушений — отрицательных примеров пересечения улиц, нужно на этих же примерах разъяснять им опасность такого поведения, чтобы исключить подражание нарушителям. Не следует перебегать с детьми перед близко идущим транспортом. У детей нет опыта поведения в этой опасной ситуации, они начинают метаться, теряют ориентировку.

 Что касается водителей транспортных средств, то они должны всегда помнить о необходимости повышенного внимания в зонах дорожного знака «Дети», пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, при движении мимо группы людей, стоящих на уличных переходах или намеревающихся перейти улицу (дорогу). Поведение ребенка, его реакция на приближающуюся машину трудно предсказуемы, поэтому водитель, встречая детей на пути, должен помочь им в безопасном пересечении улицы (дороги).

Роль гигиенического воспитания ребенка дошкольного возраста
Роль гигиенического воспитания детей дошкольного возраста

     Обычно к трем годам дети уже умеют самостоятельно раздеваться и одеваться, моют руки перед едой. Задача родителей постепенно и последовательно обучать ребенка новым гигиеническим навыкам, не забывая о возрастных и индивидуальных особенностях своего ребенка.

     Дети дошкольного возраста нередко требуют обоснования тех или иных указаний взрослых и, что особенно важно, выполнения самими взрослыми того, чего они хотят добиться от ребенка. Например, если ребенок видит, что родители моют руки перед едой, после туалета, приходя с улицы, а также утром и на ночь, то и ребенок будет считать это обязательным и естественным.

     Но вот когда день, полный интересных и важных дел, подходит к концу, малышу хорошо не просто умыться, вымыть руки и ноги, но и принять теплый душ. Не забывайте, что ребенок в этом возрасте очень подвижен, теплоотдача его усилена, да и за день вряд ли обойдется без падений. Трудно понять семьи, где ребенок купается один раз в неделю. Не лишайте малыша радости встречи с водой, приучайте его к чистоте, развивайте в нем отвращение к грязи!

    Очень хорошо, если в ванной у ребенка есть свое мыло, ему необходимо личное полотенце (посмотрите, чтобы оно висело достаточно низко и ребенку удобно было его доставать), зубная паста и щетка.

    Необходимо учить ребенка чистить зубы. Очень важно, чтобы с самого начала малыш правильно пользовался зубной щеткой. Она должна быть с маленькой головкой из искусственной щетины. Рекомендуется пользоваться лечебно-профилактической пастой. Чистить зубы надо не менее 3—5 минут, 2 раза в день — утром и вечером перед сном. Движения щеткой должны идти от десны к зубу, вертикально. Вначале очищают поверхность зубов со стороны губ, затем со стороны языка, в конце жевательную их поверхность. Правильная регулярная чистка зубов должна стать гигиенической привычкой на всю жизнь. Рекомендуется приучать уже с 2—3-летнего возраста, с тем чтобы к 4 годам эта необходимая процедура стала привычкой.

    Очень важно, чтобы у ребенка была своя расческа. Необходимо приучить его причесываться 1—2 раза в день. Моют волосы детским мылом или специальным детским шампунем обычно 1 раз в неделю. Чистые волосы хорошо споласкивать настоем крапивы или ромашки.

    К сожалению, нередко на приеме и в больнице мы видим детей с большими грязными ногтями. Это некрасиво, создает впечатление, что ребенок не знаком с основами гигиены. Еще более опасно, когда малыш грызет ногти: скапливающиеся под ногтями микробы, яйца глистов могут вызвать у него тяжелые заболевания, глистную инвазию.

    Необходимо приучать ребенка к самостоятельности. В тех же случаях, когда не все получается сразу, надо терпеливо ему объяснять и помогать. Дети дошкольного возраста должны принимать посильное участие в уборке комнаты, поиграв, убирать игрушки, книги, помогать старшим заботиться о домашних животных, рыбках, поливать цветы.

    Хорошо, если вы купите маленький веник, лейку и др. Не надо излишне оберегать малыша от работы. Например, вы купили продукты для дома и ребенок хочет вам помочь — обязательно дайте ему что-то нести и не забудьте похвалить за внимание и помощь, сказать, какой он стал большой и сильный.

    Наблюдая детей дошкольного возраста, часто видишь, что родители не научили их вести себя за столом. Ребенок в возрасте 4—7 лет должен аккуратно есть, уметь пользоваться ложкой, вилкой и ножом, не разговаривать с пищей во рту, тщательно ее пережевывать. Дошкольнику пора уметь самостоятельно пользоваться салфеткой, знать, что после еды полощут рот.

    Важно приучить его к этому. Как приятно общаться с маленьким человеком, выполняющим все вышеуказанные рекомендации. Как хорошо думается о родителях, воспитавших такого культурного ребенка. Не жалейте времени и сил, так как именно в дошкольном возрасте заложенные основы гигиены помогут ребенку вырасти здоровым, воспитанным человеком.


оформление аквариума

Показатели физического развития дошкольника
Показатели физического развития

      Физическое развитие дошкольника прежде всего характеризуют его рост, масса (вес) тела, окружность грудной клетки, пропорциональность конечностей и туловища. Каждый из этих показателей в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и социально-бытовых условий меняется с возрастом поразному. И наиболее изменчивым показателем является масса тела. Рекомендуется обратить внимание на гармоничность физического развития — соотношение роста и массы тела (веса).
     Вполне понятно, что замедлить или ускорить рост ребенка, чтобы в течение года подогнать его под возрастной норматив школьника первого класса, практически невозможно. Рост ребенка определяется'и наследственностью, и климато=географического проживания ребенка, и многими др-угими факторами.
    Обычно рост ребенка измеряют в положении стоя, выпрямленном, когда пятки и затылок прижимаются к вертикальной поверхности (стена-, дверь). По расстоянию от уровня самой верхней точки головы до уровня пола и определяется рост ребенка. Наиболее точно рост измеряется с помощью несложного механического прибора — ростомера, имеющегося в детских учреждениях (яслях, детском саду, поликлинике).
    Примечательно, что если в первый год своей жизни дети растут довольно быстро (а за год они вырастают на 25 сантиметров), то со второго года темпы роста замедляются и с третьего года жизни ежегодное увеличение роста дошкольника в среднем равно 5 сантиметрам. Нормальный рост можно рассчитать по следующей простой формуле: длина тела (рост) = 75+(5Х п), где 75 — рост ребенка годовалого возраста (в сантиметрах), an — количество лет.

Например, рост четырехлетнего ребенка будет равен 75+5X4, то есть 95 сантиметров.

      Масса (вес) тела как показатель физического развития подвержен значительным колебаниям, величина его зависит от многих переменных факторов. Например, от режима питания, времени года, физической активности ребенка. Естественно, что масса тела увеличивается после приема пищи, и зимой, если уменьшается физическая активность ребенка. Летом же дети весьма подвижны и почти все энергетические вещества, поступающие с пищей, используются на энергию движения.
     Расчет среднего нормального показателя массы тела осуществляется следующим способом: масса тела ребенка в возрасте 5 лет равна (в среднем) 19 килограммам. Когда ребенку меньше 5 лет, на каждый недостающий год из числа 19 вычитается 2, когда же больше 5 лет, то на каждый последующий год прибавляется 3.

Например, если ребенку 3 года, то его норма массы тела достигает 19—2X2=15 килограммов. Если же ребенку 7 лет, норма веса его тела равна (19+3X2), то есть 25 килограммам.

       Наиболее точно расчет нормальной массы тела дошкольника производится по номограммам — соответствующим специальным таблицам, учитывающим рост.
Существуют и специальные таблицы для определения гармоничного физического развития ребенка, по которым выясняют соответствие массы тела росту каждого ребенка в том или ином возрасте.
      Как показатель физического развития, окружность груди характеризует не только поперечные размеры тела и степень развития грудной клетки, но и в известной мере дает возможность судить о функциональном состоянии дыхательной системы, развитии мышц грудной клетки. Измеряется окружность грудной клетки с помощью сантиметровой ленты на уровне нижнего угла лопаток — сзади и нижнего края сосков — спереди.

Средняя нормальная окружность грудной клетки у дошкольника рассчитывается по формуле 63—1,5(10—п), где 63 - величина средней окружности в возрасте 10 лет, п — возраст (число лет) ребенка моложе 10 лет. Например, нормальная окружность груди ребенка пяти лет равна 63—1,5(10—5), то есть 55,5 сантиметра.


      На дошкольный период приходится так называемый первый ростовой сдвиг, когда наступают такие изменения строения тела, как, например, удлинение конечностей, уменьшение жировой подкожной клетчатки, и для оценки физического развития используют показатели пропорций тела или пропорциональности телосложения. Дело в том, что с возрастом различные части тела удлиняются неодинаково. Наиболее стабильной величиной является длина туловища, которая во все возрастные периоды составляет 40 % общей длины тела. Установлено, что до 12—15 лет общая длина тела —рост ребенка увеличивается, как правило, за счет удлинения ног. Это закономерно и для детей дошкольного возраста.

Как беречь здоровье дошкольника

     Понятие «здоровье человека» означает не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и духовное и социальное благополучие. Как это ни странно, но до настоящего времени нет четко определенного понятия «состояние нормы». В связи с этим прежде всего возникает вопрос: какого ребенка следует считать здоровым?
     Дело в том, что определить состояние нормы, разработать его критерии чрезвычайно трудно вследствие индивидуальных различий каждого конкретного ребенка. Как уже говорилось, детский организм по мере развития находится в состоянии постоянного совершенствования функций различных органов и систем, но у каждого ребенка это совершенствование происходит индивидуально, в соответствии с наследственностью и под влиянием факторов внешней среды, обстановки, в которой находится данный ребенок.

     Приведем такой простой пример. Допустим, масса тела (вес) у 5-летнего ребенка ниже средненормальной на 6 %. При этом он умственно развивается хорошо, не имеет никаких признаков хронических заболеваний. Считать ли его здоровым или нет, если один из признаков здоровья, а именно масса тела, ниже нормы. Только комплексная оценка всех факторов развития конкретного ребенка позволяет отнести его к той или иной категории по состоянию здоровья. Поэтому бывают и достаточно сложные ситуации такой оценки.
     Основоположники советской педиатрии врачи Г. Сперанский, М. Маслов и А.Тур разработали объективные признаки здорового ребенка, к которым относятся средние нормальные показатели роста, массы тела (веса), различные индексы физического развития, отсутствие признаков гиповитаминозов, нормальная толщина подкожного жирового слоя, хороший мышечный тонус, соответствующее возрасту развитие костной системы, психической и двигательной деятельности, положительный эмоциональный тонус, хороший аппетит, физиологически нормальная работа всех внутренних органов, хорошая сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.
     Обсуждение здесь понятия «здоровый ребенок» объясняется тем обстоятельством, что среди многих родителей бытует такое мнение: если у ребенка выявлены какие-то функциональные изменения, то он болен. Детей этих держат на щадящем режиме, ограничивая двигательную активность, пребывание на свежем воздухе, освобождают от физической культуры. Гигиена девочек, также как и гигиена мальчиков особенности ухода , играют важную роль.

     С момента разработки перечисленных критериев прошло 30—40 лет. В настоящее время изменились условия жизни детей, изменилось питание, ликвидированы тяжелые социальные хронические заболевания и острые опасные инфекции. Разработаны объективные методы определения функционального состояния центральной нервной системы, дыхания, сердечно-сосудистой системы и многих органов. Появились такие феномены, как ускорение физического и функционального развития (акселерация), снижение двигательной активности (гипокинезия). И закономерно, что изменились вследствие этого методы и критерии оценки здоровья. Включены, например, показа-
тели функциональных особенностей детского организма, его выносливости, уровня умственной деятельности, физической и умственной работоспособности. Тем самым возросла сложность современных критериев определения состояния здоровья.
     Можно привести такой пример. У некоторых детей с ускорением физического развития появляются функциональные нарушения, например сердечно-сосудистой системы (вследствие повышения требований к ней быстрорастущим организмом). В результате может появиться и сердечный шум, носящий временный характер, который не вызывает ухудшения самочувствия ребенка и не отражается на двигательной активности, обычной работоспособности детей. С таким функциональным отклонением они ничем не отличаются от других здоровых детей и в таких случаях их принято считать практически здоровыми.

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.