Возрастные периоды ребенка

     В настоящее время в современной педиатрической науке общепри­нята схема периодов развития, основой которой является схема Н. П. Гундобина. В качестве основных критериев при определении возрастных периодов развития ребенка принимаются как морфологи­ческие, так и функциональные признаки — размеры тела и его органов, его вес, развитие и окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие соединительной ткани, желез внутренней секреции и т. д. Однако в нас­тоящее время мы еще не имеем полного комплекса таких морфологи­ческих и функциональных показателей, которые позволили бы обосно­вать деление на возрастные периоды по биологическим признакам. По­этому современное деление развития детей по периодам далеко не совершенно.

Периоды развития ребенка делятся на:

Период внутриутробного развития

Период новорожденности

Период грудного возраста

Период молочных зубов (ясельный и дошкольный возраст)

Период отрочества (младший школьный возраст)

Период полового созревания (старший школьный возраст)

Очень кратко остановимся на характеристике указанных периодов.

Период внутриутробного развития

     Для этого периода характе­рен быстрый рост и развитие плода, его полная зависимость от орга­низма матери (питание, дыхание, температура и др.). Понять как происходит развитие малыша в утробе матери поможет портал eneja.com.

Период новорожденности

    Продолжается от момента рождения до 2 1/2 — З 1/ 2недель. Этот период характеризуется началом приспособ­ления организма к условиям внеутробного существования: появлением самостоятельного внеутробного кровообращения, легочного дыхания, началом функционирования пищеварительного тракта, повышением ос­новного обмена, изменением морфологических, физико-химических по­казателей крови и т. д. Следует, однако, отметить: незавершенность морфологического строения и функциональную недостаточность основ­ных систем, органов и тканей ребенка, особенно центральной нервной системы. В период новорожденности происходит отпадение пупочного канатика и заживление пупочной ранки, физиологическая убыль веса, а затем его восстановление.

Период грудного возраста

     Заканчивается к концу первого го­да жизни. Этот период характеризуется интенсивным ростом и разви­тием: в течение первого года жизни длина тела увеличивается в l 1/2 ра­за, вес-—в 3 раза, окружность головы на 35%. Однако у ребенка этого возраста еще не закончена дифференцировка многих органов, особенно желудочно-кишечного тракта, поэтому в первое время основной пищей его является молоко. С 4—5 месяцев усиливается влияние эндокринных желез — щитовидной, зобной и гипофиза, повышается основной обмен; характерна склонность к диффузным реакциям. В этом периоде разви­вается и совершенствуется первая сигнальная система, с которой начи­нается у ребенка высшая нервная деятельность, и на ее основе возни­кает вторая сигнальная система. Ребенок начинает ориентироваться в окружающей среде, узнавать предметы и людей, к концу года произно­сит первые слова.

Период молочных зубов (ясельный и дошкольный возраст

      Длится от 1 года до 6—7 лет. В этот период по сравнению с предыду­щим скорость роста и развития замедляется-. Сохраняется еще относи­тельно большой размер головы и значительная окружность груди. Про­исходит дальнейшее совершенствование морфологической структуры органов. Со стороны эндокринной системы отмечается усиление функ­ции зобной железы и гипофиза и некоторое ослабление функций щито­видной железы. Значительно развивается деятельность центральной нервной системы: совершенствуется вторая сигнальная система (речь и мышление), объективная познавательная деятельность, усиливается связь ребенка со средой.

     Физическое и умственное развитие в этом возрасте отличаются большой пластичностью, поэтому особенно важно создание для ребен­ка положительных воспитательных и оздоровительных воздействий и благоприятной окружающей среды.

Период отрочества (младший школьный возраст — от 7 до 11 лет)

     В этом возрасте значительно изменяются пропорции тела за счет удлинения нижних конечностей. Продолжается рост и дальней­шее окостенение скелета. Усиленно развивается мускулатура. К началу этого периода заканчивается дифференцировка многих органов (лег­ких, сердца, почек, печени и желудка) и продолжается их дальнейший рост. Происходят значительные изменения в эндокринной системе: на­чинается инволюция зобной и паращитовидных желез, усиливается функция щитовидной железы и гипофиза. К концу этого периода начи­нает проявляться деятельность половых желез. Усиленно развиваются функции центральной нервной системы, особенно коры головного моз­га, которая все больше подчиняет регулирующему влиянию деятель­ность подкорковых образований и вегетативных центров. Усиливается функция процессов торможения.

Период полового созревания (старший школьный возраст—от 12 до 17 лет)

      В этот период продолжается усиленный рост тела в дли­ну, интенсивное прибавление в весе. Размеры тела и его пропорции постепенно приближаются к таковым у взрослого человека. Характер­ным для этого периода является: созревание половых желез и возрас- тающее влияние половых гормонов, появление вторичных половых при­знаков. Период полового созревания начинается у мальчиков в 13—14 лет, у девочек в 11 —12 лет. Значительно усиливаются функции щитовидной железы и гипофиза, происходит деградация зобной железы. Продолжается дальнейшее усиление регулирующего влияния коры го­ловного мозга на подкорковые центры, происходит дальнейшее совер­шенствование тормозных процессов и процессов дифференцировки. Значительно усиливается функция второй сигнальной системы, возрас­тает подвижность нервных процессов.

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.