Дети с нервно-психическими отклонениями

         Вся обстановка школы, вся проводимая в ней педагогическая и медицинская работа должны способствовать гармоничному физическому и психическому 

Дети с нервно-психическими расстройствами

развитию ребенка.

        Для правильной организации педагогического процесса в школе чрезвычайно важно, чтобы коллектив школьных работников (педагогических и медицинских) систематически пользовался консультациями детского психоневролога и вскрывал вместе с ним причины неуспеваемости, пониженной работоспособности и неправильного поведения отдельных учащихся.

       Школьные врачи и педагоги должны знать о следующих наиболее часто встречающихся нервных расстройствах, которые создают трудности в обучении.

Нервные расстройства ребенка

         А) Астеническое состояние в связи с перенесенными инфекциями и травмами черепа, длительным переутомлением, ошибками воспитания,неблагоприятными бытовыми условиями. Для детей с подобными состояниями характерно снижение интереса к школьным занятиям, нарушение внимания и ослабление памяти, обидчивость, плаксивость и повышенная утомляемость. Этим детям должен быть назначен индивидуальный режим в пределах программы, т. е. введение на определенное время добавочного выходного дня или освобождение от последних уроков. В отношении астенизированных детей при их диспансерном  наблюдении требуется общеукрепляющая терапия, помещение в специальные санатории или лесные школы.

           Б) Нарушение поведения детей. К ним относится резкая заторможенность ребенка или, наоборот, повышенная возбудимость, недисциплинированность. Заторможенность в поведении ребенка может быть вызвана тяжелыми переживаниями и неправильным подходом к нему (запугивание дома, наказание за плохие отметки, наличие конфликта в семье и др.). Этому состоянию ребенка могут предшествовать перенесенное заболевание и истощение нервной системы.           

         Расторможенные, суетливые дети постоянно находятся в движении, им все нужно посмотреть, потрогать, они ничего не доводят до конца, хотя за все берутся, интересы их постоянно меняются. Такие дети отличаются многоречи-востью, часто возбуждаются, бывают агрессивны. Несмотря на неплохой их интеллект, успеваемость у них низкая.

      Сравнительно часто можно наблюдать ночное недержание мочи.   Причины этого невроза неоднородны: испуг, тяжелые переживания, иногда истощение нервной системы вследствие болезни, аномалии позвоночника или мочевыводящих путей. Н. И. Красногорский считает энурез результатом резкого снижения возбудимости путей спинномозговых иннерваций.

      К невротическим состояниям нужно отнести и нарушения сна, которые могут проявляться в различных формах — в трудном засыпании и нарушении глубины сна (беспокойный сон, ночные страхи), в изменении длительности сна, его удлинении у ослабленных детей или, наоборот, в бессоннице.

        В) Расстройство речи, дефект речи мешает обучению ребенка и часто является причиной неуспеваемости. Наиболее часто наблюдается заикание, которое возникает обычно, когда ребенок еще только начинает овладевать речью. Причиной заикания может быть недоразвитие речевых двигательных анализаторов, иногда травмирующее влияние сильного раздражителя (испуг, влияние неблагоприятной бытовой обстановки); может быть и подражание, если в семье имеется больной, страдающий заиканием.

           Кроме заикания, отмечаются различные дефекты звукопроизношения.  Все дети с изменениями в нервно-психической сфере должны быть взяты на диспансерный учет для проведения совместно с психоневрологом лечения патологических состояний.

Мероприятия, которые можно проводить в школе по отношению детей с отклонениями в нервно-психической сфере:

1. Педагогические мероприятия. Они сводятся к правильной организации педагогического процесса и определенных воздействий со стороны педагога и семьи.

2. Мероприятия, направленные на улучшение окружающей ребенка среды. Они осуществляются посредством соблюдения санитарно-гигиенических норм в школе и дома и правильного распределения труда и отдыха (облегченная учебная нагрузка, достаточное пребывание на свежем воздухе).

         Ребенка посещают на дому и родителям оказывают помощь в создании для ребенка соответствующих бытовых условий (хорошее правильное питание, режим, выделение «уголка для занятий», создание условий для спокойного сна, подготовка школьных занятий с перерывами для отдыха и др., закаливание и систематические занятия физкультурой и спортом).

3. Медикаментозные мероприятия применяются главным образом как дополнительные в общем комплексе. По характеру воздействия эти фармакологические средства можно рассматривать как общеукрепляющие (рыбий жир, витамины B1 В2,В12, С, никотиновая и фолиевая кислота), фитин, глюкоза, липоцеребрин, препараты железа, которые в соединении с глицерофосфатами особенно хорошо тонизируют нервную систему.

         Как правило, общеукрепляющая терапия при тщательном проведении оказывается эффективной: улучшается общее состояние ребенка и повышается его успеваемость. Особенно хорошо действует такая терапия на детей с астеническим синдромом повышает эмоциональный тонус, способствует восстановлению нарушенной психической выносливости.

       Намного труднее получить положительные результаты у детей с нарушениями поведения. Таким учащимся рекомендуются препараты кальция, магнезии, особенно полезен бромистый кальций.  Кальций способствует установлению нормальной возбудимости нервной и мышечной ткани, усиливает тормозные процессы и восстанавливает нарушенное равновесие нервных процессов в коре головного мозга (М. К. Петрова, С. В. Аничков и М. А. Гребенкина).

        Для снижения нервно-мышечной возбудимости рекомендуется применять хлористый, бромистый, глицерофосфористый кальций, глюконат кальция. Обычно эти препараты комбинируются с глюкозой и аскорбиновой кислотой. Полезно назначать их с бромом и кофеином. Для детей с повышенной нервно-мышечной возбудимостью хорошо применять внутривенные вливания 40% раствора глюкозы и 25% раствора сернокислой магнезии.

        При некоторых неврозах в последнее время рекомендуется назначение транквилизаторов (успокоителей): тофранил, андаксин и др. Все медикаментозные назначения должны быть согласованы с психоневрологом.

            Проведение комплекса указанных лечебно-оздоровительных мероприятий: улучшение гигиенических условий окружающей среды, щадящий режим, занятия физкультурой, улучшение бытовых условий с одновременным проведением указанного медикаментозного лечения в большинстве случаев дает положительный результат, даже если ребенок остается в школе. В более тяжелых случаях ребенка направляют в санаторий.

            Все лечебно-профилактические мероприятия, рекомендованные психоневрологом, должны быть осуществлены в начале учебного года, чтобы помочь детям легче включиться в учебный процесс.

          Успешность проведения психогигиенической работы в школе и правильное лечение детей, нуждающихся в терапии, возможны только при тесном контакте школьного врача с педагогическим коллективом, родителями и психоневрологом

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.