Особенности сельскохозяйственного труда учащихся

           В средней школе на всех этапах школьного обучения проводятся занятия по изучению сельскохозяйственного труда. В младших классах это посильная работа на школьном участке по уходу за растениями, овощами, цветами, знакомство с обработкой почвы и т. д.  В классах практические занятия на учебно-опытном участке щколы соответствуют программам курса биологии. Эти занятия, естественно, имеют особенно широкое распространение в сельской школе.

           Большое число научных исследований показало, что работа учащихся в сельском хозяйстве положительно влияет на состояние здоровья учащихся, что проявляется в улучшении функциональных показателей организма как непосредственно после работы, так и спустя некоторое время. Это положительное влияние легко объяснимо тем, что при работе учащихся в сельском хозяйстве имеет место сочетание физического труда с пребыванием на свежем воздухе, что имеет большое оздоровительное значение. Между тем специфика сельскохозяйственных работ требует весьма тщательного медицинского контроля как за длительностью и интенсивностью работы, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся, так и за условиями организации самой работы. Большинство сельскохозяйственных работ связано с длительным статическим напряжением отдельных групп мышц вследствие отсутствия достаточной возможности изменения положения тела во время работы. А это, как мы уже отмечали, является особенно утомительным для организма учащегося, у которого полностью не закончилось развитие. Отдельные виды работ часто сопровождаются непосильной физической нагрузкой. Нередко работы связаны с опасностью несчастных случаев, особенно при работе на сельскохозяйственных машинах.

           Имеется угроза интоксикации. Поэтому контроль за длительностью работы должен строго проводиться врачом.

            Фотохронометраж работы учащихся 5-х классов показал, что только первые 2 часа они работают с интересом, а затем начинают отвлекаться, жалуются на 

Изменение показателей пульса

усталость, некоторые совсем прекращают работать. Это сопровождается соответствующими изменениями со стороны сердечно-сосудистой системы и мышечной выносливости. Как видно на рис. 63, после часа работы наступает учащение пульса, а к концу 2-го часа работы пульс, хотя и не полностью, но нормализуется, что отражает нормальную реакцию организма на проделанную работу.

  

Изменение статической вы- носливости мышц правой руки в те- чение работы у учащихся 5-го класса

            Если же работа продолжается свыше 2 часов, то показатели пульса длительное время не восстанавливаются до исходных величин, что говорит о неблагоприятной реакции. Более значительные изменения авторы получили и в отношении мышечной выносливости. После одного часа работы имело место непрерывное понижение мышечной выносливости у учащихся (рис. 64). Подобные исследования для учащихся 6-х классов позволили установить предельную длительность работы, составляющую 3 часа в день. Для учащихся 7—8-х классов обоснованная длительность работы—4 часа—соответствует учебным программам.

        Обязательными являются 10-минутные перерывы после каждого часа работы. Работа должна строиться с учетом равномерной нагрузки для правой и левой половины тела, смены положения туловища и ног и вовлечения в работу как правой, так и левой руки. Для этого очень важно предусматривать разные виды деятельности, что даст возможность чаще изменять положение тела. Например, прополку, посадку, выполняемые в согнутом положении, следует чередовать с поливкой, переноской воды и другими видами деятельности, которые позволяют изменять положение тела. Согласно наблюдениям Е. И. Елочкиной, В. И. Теленчи и Н. С. Фокиной, неудобная поза с опущенной головой при прополке очень быстро вызывает у учащихся головную боль, покраснение лица, резкое учащение пульса.

         Неблагоприятная реакция учащихся на выполняемую работу в значительной степени обусловливается непосильностью работы, поэтому предпочтение следует отдавать более легким работам. Так, например, наиболее выраженное ухудшение физиологических реакций у 11 — 13-летних учащихся, по данным Т. Л. Богиной, наблюдалось после таких тяжелых работ, как вскапывание земли, переноска тяжестей. После же более легких работ, таких, как рыхление почвы граблями и поливка, физиологические реакции у учащихся протекали благоприятнее. И в более старшем школьном возрасте вид работы имеет очень большое значение для общего самочувствия учащихся. По наблюдениям Е. М. Вайнруб, В. В. Крыжановской, М. С. Приталюк и Г. И. Яковенко, лучшая плотность рабочего времени, лучшая 

Плотность рабочего времени учащихся  при выполнении сельскохозяйственных работ

производительность труда, а так  же благоприятные показатели пульса были отмечены при подвязке винограда, в то время как при прополке овощей, прополке и прорывке кукурузы (рис. 65 и 66) все эти показатели были значительно хуже.

                 С воспитательной точки зрения труд должен заинтересовывать учащихся, быть в достаточной степени познавательным и не носить случайный характер.

               В программу сельскохо - зяйственных работ не должны включаться работы, опасные для жизни и здоровья учащихся. К ним относятся работы на некоторых сельскохозяйственных машинах, работы, требующие применения ядохимикатов, уход за взрослыми животными, а также за больными животными независимо от их возраста, уборка навоза и тому подобные работы.

         Существенное значение имеет контроль за временем начала и окончания сельскохозяйственных работ, так как они преимущественно проводятся в такое время года и в такие часы дня, когда температура наружного воздуха высокая. Между тем организм учащегося быстрее и сильнее реагирует на температурный фактор и, в частности, на высокую температуру по сравнению с организмом взрослого человека.

             Объясняется это несовершенством функции терморегуляции и теплообмена в детском возрасте, что в первую очередь сказывается на изменении кожной температуры частей тела, непосредственно контактирующих с внешней средой. В отличие от температуры тела, являющейся сравнительно постоянным показателем, амплитуда колебаний кожной температуры отдельных участков тела при различных метеорологических условиях очень большая, она может составлять 20° и более (П. И. Гуменер).При температуре наружного воздуха свыше 25° наблюдается неблагоприятная реакция учащихся и по показателям пульса, артериального давления, центральной нервной системы (Е. М. Бело-стоцкая, С. М. Тромбах и др.).

            Работа при температуре свыше 25° даже более неблагоприятно воздействует на организм учащегося, чем превышение нормальной длительности работы. Поэтому школьный врач должен пристально следить за тем, чтобы работа проводилась в часы наименьшей инсоляции, руководствуясь при этом конкретными световыми условиями 

Прирост частоты пульса (в процентах) у учащихся в течение дня при выполнении сельскохозяйственных работ

местности.

           Для средней полосы наибо-лее благоприятное время начала работы-—это 7—8 часов утра. В южных районах работу, очевидно, надо начинать раньше, чтобы закончить ее к началу интенсивной инсоляции. В тех случаях, когда это сопряжено с очень ранним подъемом детей, их работу можно проводить в два приема: утром — до начала инсоляции, и во вторую половину дня — после интенсивной инсоляции.

             Общественно-производственную практику для учащихся 5—6-х классов целесообразно организовывать на пришкольном участке, размер которого и наличие специальной учебно-опытной зоны это допускает.

              Школьный врач должен способствовать организации практики именно на пришкольном участке, так как проведение ее вне школы, как правило, связано с большой затратой времени на дорогу, что само по себе уже утомительно. Бывает, что на дорогу уходит столько же времени, сколько и на саму работу. В таких случаях работа проходит неорганизованно и не может ни оказывать положительного влияния на учащихся, ни иметь должного воспитательного значения.

               Наиболее удачной формой организации этой работы для учащихся 7-х классов является комсомольско-молодежный лагерь. В нем можно правильно организовать режим работы и обеспечить проведение меро-

приятий по укреплению здоровья. Основными предпосылками для правильного суточного режима в лагере являются рациональная организация трудовой деятельности, использование положительных природных факторов, полноценное питание и достаточный отдых.

           Наблюдения показали, что организация учебно-производственной практики по типу комсомольско-молодежного трудового лагеря может дать хороший оздоровительный эффект, даже несмотря на сравнительно короткий срок практики.

           Условия организации учебно-производственной практики подробно изложены в специальной «Инструкции по санитарному контролю за организацией сельскохозяйственной практики учащихся», утвержденной Министерством здравоохранения

* * *

              Таким образом, широкое привлечение учащихся к разным видам труда вызывает необходимость расширить медицинский контроль за трудовым обучением. Особенно большое внимание требуют к себе учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья и дети, часто болеющие. При этом по отношению к ним врач должен индивидуально подходить к организации их работы, уменьшая при необходимости трудовую нагрузку в соответствии с состоянием здоровья, но не огульно освобождая их от труда. Это, естественно, нелегкое решение вопроса, но единственно правильное.

           Успех в работе по медицинскому контролю за трудом учащихся во многом зависит от степени контакта врача с учителем. Школьный врач— первый и постоянный советчик учителя и руководителя производственной практики в этом вопросе. Только совместная работа врача и учителя, направленная на обеспечение гигиенически рациональных условий работы учащихся, может гарантировать наряду с большим воспитательным значением положительное влияние труда на организм учащегося. 

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.