Образование условнорефлекторной деятельности и речи у детей

     Образование условных рефлексов со всех рецепторов начинается у здо­ровых детей с первых недель жизни. В дальнейшем создаются все более многообразные связи ребенка с окружающей средой.

     Н. И. Красногорский, исследовавший условно-рефлекторную дея­тельность детей, отмечает, что образование условных связей у детей происходит легко и быстро, а условные рефлек­сы прочны.В отличие от высших животных у детей легко обра­зуются условные связи при отставленном подкрепле­нии (когда безусловный, например, пищевой, раздражитель не совпадает с условным, а дается на 3—5—10 и даже 20 минут позже), легко об­разуются вторичные, третичные условные рефлексы, когда подкреплением для вновь образуемого рефлекса служит не без­условный раздражитель, а уже ранее упроченный условный. Эти осо­бенности высшей нервной деятельности ребенка и лежат в основе образования второй, присущей человеку сигнальной системы — речи.

    Возникновение, осваивание слов — речевых сигналов — происходит по тем же законам, что и образование условно-рефлекторных реакций первой сигнальной системы.

    Первые слова ребенок произносит во второй половине первого года жизни путем подражания. К 5—7 годам образование речи заканчивает­ся, и ребенок свободно говорит на родном языке. В дальнейшем проис­ходит условно-рефлекторное образование навыков чтения и письма (Н. И. Красногорский).

    Первая сигнальная система у учащихся младшего возраста развита сильнее и имеет преобладающее зна­чение в восприятии окружающей действительности. Лишь постепенно с дальнейшим развитием высших ассоциативных цен­тров, развитием отвлеченного мышления и абстрактных представлений восприятие словесных сигналов становится более всеобъемлющим.

    В лаборатории (А. Г. Иванова-Смоленского) проводились исследо­вания связи первой и второй сигнальной системы: у учащихся выраба­тывались условные рефлексы на звонок, а затем вместо звука звонка произносили слово «звонок». В большинстве случаев этот словесный раздражитель — сигнал, вызывал такую же условнорефлекторную ре­акцию, что и звук звонка. Изучалось и обратное взаимодействие двух сигнальных систем: вырабатывался условный рефлекс на слова «синий свет», а затем словесный сигнал заменялся светом синей лампы. Как правило, для детей реальный раздражитель — свет синей лампы, ока­зывался более сильным, чем слово. Это подтверждает необхо­димость при учебных занятиях с детьми, особенно пер­вых классов, широко применять наглядные пособия.

     При заболеваниях, ;утомлении, плохом питании замыкательная функция коры головного мозга ослабевает и ребенок начинает отставать в развитии.

    Сложную задачу индивидуального подхода к ребенку, стоящую перед педагогом и школьным врачом, может несколько облегчить пони­мание типовых физиологических особенностей высшей нервной деятель­ности (И. П. Павлов и его сотрудники)

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.