Режим учащихся во время летних каникул

      Окончания учебного года дети часто ждут с большим нетерпением. Это вызвано в основном двумя причинами. Первая состоит в естественном желании детей переключиться на летние виды деятельности, связанные с большими эмоциональными переживаниями, с возможностью выбрать занятия по собственному желанию. Вторая состоит в том, что дети к концу учебного года устают от пребывания в большом коллективе и в относительно однообразных условиях учебного режима.

     Начиная с конца третьей учебной четверти, увеличивается число детей, обращающихся к врачу с различными жалобами (на головную боль, усталость, тошноту и др.). Объективно нарастание утомления выражается в снижении ряда вегетативных функций, особенно у детей, у которых были отклонения в состоянии здоровья, в изменении темпов физического развития и пр. Одновременно снижается школьная работоспособность и успеваемость, увеличивается число пропусков занятий, ухудшается дисциплина.

        Летний режим и все виды деятельности имеют ряд существенных преимуществ: возможность максимального использования естественных факторов оздоровления и укрепления здоровья, приобретение новых навыков по физической культуре, спорту и туризму.

      Наряду с этим в пионерских и молодежных лагерях учащиеся приобретают новые общеобразовательные знания и навыки, не предусмотренные учебными программами. В этих учреждениях учащиеся охвачены всеми видами общественно-политической и оздоровительной работы.

      Содержание работы в пионерских лагерях регламентировано многочисленными ведомственными постановлениями и инструкциями. Ежегодно издаются специальные сборники (органами здравоохранения) и объединенные согласованные положения и инструкции!.

      При организации суточного режима в пионерских лагерях учитываются четыре существенных обстоятельства:

- полная оторванность от семьи, что особенно важно в отношении учащихся младших классов, впервые уехавших из дома;

- пребывание в новых природных и часто новых климатических условиях, например в туристических лагерях; новый распорядок дня по сравнению с предыдущими месяцами;

- новые и разнообразные виды деятельности, требующие преимущественно большой затраты энергии.

        В условиях пребывания в пионерских лагерях, как загородных, так и городских, у детей улучшается обмен веществ, укрепляется деятельность всех органов и систем, растет сила и выносливость организма в целом. При этом переключение на новые, резко отличающиеся от зимних виды деятельности, насыщенные эмоциональным содержанием, тонизируют и укрепляют нервную систему ребенка. Однако длительность пребывания учащихся в лагере (в одну смену) составляет только 26 дней. Поэтому для правильной организации жизни ребенка в летние каникулы и для полного использования всех естественных оздоровительных факторов, которыми так богато лето, следует устанавливать определенную преемственность в режиме ребенка и в организации его деятельности в течение всего лета.

     Условия для организации полноценного режима в лагере различны в зависимости от месяца пребывания. Для детей, выезжающих в пионерские лагери непосредственно после окончания учебных занятий, т. е. в июне, имеются часто неблагоприятные условия для закаливания, особенно по использованию естественных водоемов для плавания в 1 и IIклиматических зонах.

        Для учащихся младших классов больше показаны активные виды общественно полезного труда на участке пионерского лагеря, подвижные игры и экскурсии — после малоподвижной школьной работы. Учащимся старшего возраста показаны виды летних сельскохозяйственных работ, спортивные занятия, особенно плавание и гребля.

      Дети, приезжающие в массовые загородные пионерские лагери в июле или в августе, до этого пользовались в городских условиях другими видами внешкольной деятельности, которые все больше обеспечиваются домами и клубами, детскими парками и стадионами, соответствующими отделениями в общих парках культуры и отдыха, стадионах, бассейнах для плавания, туристических базах, водных станциях и т. д. При организации всего летнего отдыха целесообразно распределить время пребывания детей в различных условиях. Все практически здоровые учащиеся, приезжающие в массовые пионерские лагери в разгар лета, могут максимально использовать все факторы оздоровления: сон на свежем воздухе днем и ночью, принятие солнечно-воздушных ванн, плавание и занятия водным спортом, ходьба на далекие расстояния в походы и экскурсии и т. д.

      Многочисленные наблюдения за динамикой здоровья детей показывают, что увеличение роста, веса, мышечной силы и выносливости, дыхательной экскурсии легких и др. выше летом. Дети становятся закаленными, что сказывается в меньшем числе заболеваний как летом, так и осенью в первые месяцы учебного года.

       Режим пионерского лагеря, как и любого детского учреждения, должен способствовать правильному развитию детей. В лагере, несмотря на кратковременное пребывание детей, эта задача одна из основных.

Примерная схема режима в пионерском лагере

Примерная схема режима в пионерском лагере        К этому типовому режиму следует добавить, что в режиме не должны иметь место нарушения времени и продолжительности сна, отдыха и приемов пищи; в зависимости от местных условий оздоровительные процедуры могут быть перенесены на более ранний срок.

Указанные в табл. сроки, длительность и чередование основных режимных моментов из года в год остаются стабильными.

     Однако при желании строго придерживаться указанных сроков начала и конца проведения тех или иных компонентов типового режима в практике часто встречаются затруднения. Это относится главным образом к организации сна, приемов пищи и распределению различных видов самообслуживания.

Суточный режим учащихся в массовом пионерском лагере     Наблюдения за режимом сна детей 6—7 лет в условиях загородного детского дома показывают, что даже эти дети, более молодые, чем учащиеся младших классов в лагерях, летом не засыпают в 21 час. В этот час еще очень светло и на других дачах все дети бодрствуют. Более целесообразен отход ко сну в 22 часа с обязательным пребыванием на свежем воздухе перед сном. Этим достигается глубокий и полноценный сон (М. А. Ковешникова).

 

       В пионерском лагере дети младшего школьного возраста также не засыпают в 21 час. Кроме того, этих детей, которые стремятся во всем подражать пионерам, лишают такого удовольствия, как участие в спуске флага. Построение на линейке и спуск флага проводятся по режиму от 21 часа 30 минут до 21 часа 50 минут, т. е. спустя полчаса после того, как младших детей укладывают спать.

     Неоправдано также и то, что подъем летом в лагере совершается в то же время, что и в городе в учебное время. Между тем процедура одевания летом занимает ничтожно малое время и собираться в школу также не надо. Поэтому было бы логичным установить для младших детей подъем в 8 часов утра, а для старших —7 часов 30 минут и соответственно передвинуть отход ко сну на 1 час младшим и на полчаса старшим детям. Это создает при той же длительности сна более правильное место его в суточном режиме. Дневной же отдых — сон длительностью в 1 — 1У2 часа—следует сделать обязательным для всех учащихся в пионерском лагере. Опыт показывает, что это особенно необходимо учащимся старших классов, принимающим активное участие в общественно полезном труде взрослых.

       В бюджете времени длительность однородных видов занятий не превышает 2 часов. Должно соблюдаться чередование активных занятий со свободным временем и приемами пищи.

Бюджет времени учащегося в загородном пионерском лагере

I. Виды активной деятельности:

1. Участие в общественно полезном труде 2 часа

2. Утренняя зарядка и спортивные занятия и соревнования 1 час 50 мин.

3. Отрядные мероприятия — вечера самодеятельности, круж- 1 час. 30 мин. ковые занятия и пр.

4. Оздоровительные процедуры (в том числе плавание) 1 час. 30 мин.

II. Спокойные занятия

5. Линейка, подъем и спуск флага 0 час. 25 мин.

6. Свободное время, чтение и пр. 1 час. 30 мин.

7. Личная гигиена и самообслуживание 1 час. 05 мин.

8. Еда (4 раза) 3 часа 10 мин.

III. Сон

9. Ночной 9 час. 30 мин.

10. Дневной отдых — сон 1 час. 30 мин.

         В режиме пионерского лагеря отражены все виды активной деятельности, способствующие развитию учащихся. Они занимают свыше 50% времени бодрствования учащегося.

        Режим учащихся на площадке или пионерском лагере, организуемых при школах, как в городских, так и в сельских условиях строится по тому же типу, что и в массовом загородном лагере. Отличием является ежедневная связь с семьей. Учащиеся приходят на площадки после утренней зарядки и первого домашнего завтрака. На площадке получают двухразовое горячее питание. Для учащихся младших классов организуется дневной сон. Оздоровительные процедуры входят как обязательный элемент. Руководство всей работой осуществляется пионервожатым и воспитателями на тех же основах, что и в массовом загородном лагере. В летний период времени некоторые учащиеся живут в пионерском лагере, другие проводят лето с родителями на даче, на курорте, в деревне или в обычных условиях в сельских местностях, поэтому колебания в суточном режиме несомненно имеют место. Однако основные моменты, способствующие здоровому развитию, должны полностью сохраняться. Особая роль врача заключается в том, чтобы вести неуклонную разъяснительную работу с родителями, педагогами и пионервожатыми о преимущественном значении летних условий для укрепления здоровья детей.

        Особое внимание врач должен уделить вопросам закаливания, в частности купанию в открытых водоемах.

         Учащихся привлекают к различным видам труда в пределах самого лагеря (самообслуживание, дежурства, благоустройство, озеленение и пр.); к работе в садах, в лесу по сбору ценных растений, фруктов, плодов, ягод, грибов, орехов; к работам в сельском хозяйстве — огородным работам, уходу за мелкими животными, уборке урожая, силосованию кормов и др. Труд учащихся должен быть посильным, соответствовать их физическому развитию и способствовать хорошему отдыху. Работе учащихся должна предшествовать соответствующая подготовка (показ, обучение). Длительность работы и условия ее проведения строго нормируются. Многочисленными наблюдениями и исследованиями доказано благотворное влияние труда на укрепление здоровья и усвоение учащимися трудовых навыков. 

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.