Учебные занятия физической культурой в школе

Учебные занятия физической культурой в школе

           Физическая культура входит как обязательный предмет в школьную программу, отводится во всех классах по 2 часа в неделю.

Задача занятий физической культурой  заключается:

1) в укреплении здоровья, правильном физическом развитии учащихся,

 2) в обучении детей и подростков гимнастике, играм, различным видам спорта, доступным для детей данного возраста, развитии ловкости, быстроты, силы и выносливости,

 3) в привитии учащимся знаний общественной гигиены и навыков личной гигиены, необходимых в быту, при учебной работе и во время занятий физической культурой и спортом.

        Государственная программа занятий по физической культуре в школе составлена на основе возрастных и половых особенностей детей и подростков.

        В программу занятий по физической культуре в начальной школе включены следующие разделы: элементы строя, гимнастические построения, общеразвивающие и подготовительные гимнастические упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и перелезание, упражнения в равновесии, подвижные игры. Разница между программами 3-х и 4-х классов по сравнению с 1-ми и 2-ми заключается в усложнении упражнений по каждому разделу. Кроме того, с 3-го класса вводится поднимание и переноска грузов и ходьба на лыжах.

В программу занятий по физической культуре в средней школе входит:

1) гимнастика — строевые приемы и движения, гимнастические перестроения, общеразвивающие и подготовительные упражнения, висы, упоры, лазание и перелезание, метание, прыжки (опорные через снаряды), равновесие, акробатические упражнения, поднимание и переноска груза;

2) легкая атлетика — ходьба и бег, прыжки, метания;

3) игры подвижные и спортивные;

4) лыжная подготовка.

         Программа включает основной материал, который должен быть полностью пройден во всех школах, и дополнительный, изучаемый в зависимости от географических, климатических и других условий.

        В районах со снежной зимой, где нет оборудованных помещений, увеличивается число часов на лыжную подготовку за счет раздела гимнастики. В южных, бесснежных районах время, отведенное на лыжную подготовку, используется для игр и занятий легкой атлетикой. Гимнастику в этих районах следует по возможности проводить на свежем воздухе, соответственно оборудуя для этого пришкольную площадку.

         Выбор включаемого в программу школы дополнительного материала по гимнастике, легкой атлетике, бегу на коньках, плаванию производится директором школы совместно с преподавателем по физической культуре и врачом. Последний должен принимать во внимание наличие соответствующих гигиенических условий.

        Для учета успеваемости учащиеся с 3-го класса должны сдавать соответствующие нормативы: в 3-м классе — по прыжкам в высоту и длину с разбега, в 4-м — по прыжкам и ходьбе на лыжах, в 5-м — по бегу, прыжкам, метанию, ходьбе на лыжах, начиная с 6-го — по гимнастике на снарядах.

      Нормативы повышаются и усложняются по классам и сдаются на «контрольных» уроках. Указанные в программе по классам нормы имеют определенный диапазон. Например, требование скорости в беге на 60 м для мальчиков 5-го класса колеблется между 11 и 12 секундами, величина прыжка в высоту с разбега от 102 до 90 см.

       В связи с наступающей разницей физиологических особенностей и половых различий с 5-х классов установлены раздельные занятия по физическому воспитанию для мальчиков и девочек. Учитывая особенности женского организма, нормы для девочек снижают при упражнениях на силу, выносливость и скорость. Несколько меняется и сама программа занятий с девочками старших классов. Особое внимание обращают на укрепление мышц брюшного пресса, облегчаются упражнения в висе, лазании и упоре. Эти упражнения у девушек применяются только в виде смешанного виса, т. е. не на одних руках, а с опорой ногами, с участием ног при лазании.

        В связи с особенностью девушек (гибкость тела и пластичность движений), а также склонностью их к ритмическим и пластическим движениям, некоторая часть обшеразвивающих и подготовительных упражнений дается в форме художественной гимнастики с музыкальным сопровождением. При этом используются элементы танца. Такую разницу в содержании урока физической культуры легче осуществить в старших классах, где для юношей 1 час в неделю отводится для военных занятий.

         Основной формой организации физического воспитания в школе является урок физической культуры. Успешное разрешение задач физического воспитания зависит главным образом от правильной организации уроков физической культуры и высокого качества преподавания на этих уроках.

       Многие врачи все еще считают основным показателем степени физической нагрузки и распределения ее в течение урока так называемую физиологическую, или пульсовую, кривую, т. е. графическое изображение степени напряжения организма (по пульсу) на протяжении всего урока. Для построения ее обычно у нескольких учащихся подсчитывается пульс непосредственно перед началом и сразу же после окончания каждого упражнения или группы их. Однако анализ такой кривой может служить только одним из вспомогательных показателей нагрузки в течение урока.

        Структура урока зависит от поставленных задач, возраста учащихся, их физического развития, условий и содержания занятий.

Обычно урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной

Вводная часть урока визической культуры

Вводная часть урока проводится в течение 5—б минут и разрешает следующие задачи:

- организация детей для занятий; мобилизация их внимания («настройка» центральной нервной системы);

- постепенное введение организма в работу;

- повышение функции дыхания и кровообращения.

       Для этого проводится построение учащихся, рапорт, объяснение задач урока и дается ранее пройденный и хорошо известный учащимся материал программы: ходьба, строевые упражнения на месте и в движении, бег, прыжки.

Основная часть урока физической культуры в школе

Проводится в течение 30—35 минут и разрешает главные задачи урока:

-  совершенствование общей координации движений и выработку основных двигательных навыков (при этом особое внимание обращается на воспитание и закрепление у учащихся навыка правильной осанки);

- тренировку нервно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

- развитие важнейших физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости);

-  поднятие эмоционального тонуса.

        Для этого используются общеразвивающие и подготовительные упражнения без снарядов и со снарядами (гимнастическими палками, булавами, мячами, скакалками и т. п.), различные упражнения на гимнастических снарядах (скамейке, стенке, канате, перекладине, брусьях, кольцах, коне и др.), легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания), ходьба на лыжах, подвижные спортивные игры.

Заключительная часть урока физической культуры в школе

Заключительная часть проводится в течение 3—5 минут, разрешая следующие задачи:

- постепенное снижение нагрузки;

- приведение в относительно спокойное состояние центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения.

         Для этого применяются медленная ходьба и упражнения (дыхательные, отвлекающие и на расслабление). Особое внимание следует обращать на глубокое и правильное дыхание, так как это способствует успокоению пульса.

        На эту часть урока следует отводить больше времени в тех случаях, когда занятия физкультурой проводятся вначале или в середине учебного дня во избежание возбуждения, рассеянности при возвращении к другим предметам.

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.