Профилактика нарушений зрения у ребенка

Профилактика нарушений зрения у ребенка

        По мере роста и развития ребенка постоянно увеличивается физиологическая нагрузка на орган зрения. Перед поступлением в школу большинство детей знают буквы, некоторые читают по слогам. Книга занимает значительное место в жизни ребенка: он рассматривает иллюстрации — картинки на страницах, стремится узнать буквы, цифры. Все это требует хорошего зрения. С первых дней общения ребенка с книгой следует приучать его к соблюдению элементарных правил гигиены зрения, требований достаточной освещенности, чтения сидя за столом или в жест-ком кресле, положив книгу прямо перед собой. Попытки читать в постели, особенно в положении лежа, должны с самого начала пресекаться.

       Именно нарушение перечисленных правил нередко приводит к расстройствам зрения, например близорукости. Близорукий человек способен хорошо видеть рассматриваемый предмет только на близком расстоянии. Другое название этого расстройства зрения— миопия связано с тем, что близорукий прищуривает глаза, чтобы лучше разглядеть отдаленный предмет. Оптическая сущность близорукости (миопии) состоит в том, что параллельные лучи света, попадающие в глаз, после преломления фокусируются не на сетчатке глаза, а впереди нее.

Причины близорукости у детей

      В настоящее время основной причиной близорукости считают слабость цилиарной мышцы глаза и в связи с этим недостаточность аккомодации. Развитие близорукости зависит от условий в которых используется зрение. Она сопровождается постепенным снижением остроты зрения, у детей приводит к развитию косоглазия. Появляются неприятные ощущения, головные боли. Несомненно такие явления влияют и на общее состояние детей, на их развитие. Надо своевременно обратиться к врачу-окулисту, носить выписанные им очки, чтобы исправить расстройство зрения, предупредить прогрессирование близорукости. Если лечение близорукости полностью зависит от врача, то предупреждение ее во многом определяется соблюдением гигиены зрения в домашних условиях, в детских садах и, следовательно, зависит от родителей и персонала детских учреждений. Важнейшим принципом гигиены зрения является рациональное освещение: достаточная освещенность помещения, где находится, играет, проводит длительное время ребенок. Это касается интенсивности и равномерности освещения. При слабой освещенности орган зрения работает напряженно, наступает его утомление, а слишком интенсивное освещение вызывает ослепленность. Не рекомендуется излишне близкое приближение предмета занятий к глазам, особенно с сильным наклоном головы вперед-вниз. Для обеспечения функционального комфорта глаз, предупреждающего их утомление, необходим оптимальный подбор окружающей ребенка световой гаммы, рисунков, картинок, раскраски различных игр.

Но как же избежать нарушения зрения у ребенка?

     Доказано, что наиболее благоприятными для зрения являются малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (желто-зелено-голубые). При длительной работе ребенка дошкольного возраста с книгой, альбомами, картинками и другими предметами, требующими напряженного использования органа зрения, необходимо через каждые 30—40 минут делать10-минутные перерывы. Обращается внимание на посадку при таких занятиях: она должна быть прямой, удобной, обеспечивающей не только хорошее обозрение предмета, но и нормальную функцию дыхания и кровообращения. Для предупреждения утомления органа зрения следует создавать благоприятную эмоциональную обстановку, в частности, устранить резкие цветовые контрасты, быструю смену сильной и слабой освещенности, появление ослепляющих бликов на поверхностях. В этом отношении (неблагоприятным фактором для детей является длительное пребывание у телевизора. В некоторых семьях бытует постоянный просмотр передач, а, пользуясь бесконтрольностью со стороны взрослых, дети могут часами смотреть самые различные, нужные и ненужные для них программы. Ребенок, проводящий свое детство у телевизора, не становится образованнее. У него не только утомляется орган зрения, нервная система в целом, но он отвыкает от труда, теряет непосредственную связь с окружающей действительностью, природой. Эта связь осуществляется им условно, через призму действующих в телевизионной передаче лиц, а самостоятельная критическая оценка действительности, различных жизненных ситуаций не развивается. Отлучать от телевизора ребенка не следует, но ограничить его пребывание у телеприемника просмотром детских программ в пределах до полутора-двухчасов в день необходимо. Перед поступлением в школу целесообразно показать ребенка офтальмологу с целью проверки состояния органа зрения, особенно в тех случаях, когда появляются какие-либо жалобы на нарушения его функции: боль, снижение остроты зрения,мелькание «мушек» в глазах.

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.